Махачкалинскому маяку 24 апреля исполняется 150 лет. Это одно из самых старых сооружений, расположенных на территории столицы Дагестана.
Маяк является объектом культурного наследия регионального значения, принятым на государственную охрану в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 24 июля 1996 года «О внесении дополнений в перечень памятников истории и культуры республиканского значения, подлежащих государственной охране», сообщили «АиФ Дагестан» в Республиканском центре охраны памятников истории, культуры и архитектуры министерства культуры Дагестана.
В 1821 году для защиты от персов и закрепления владений России в районе нынешнего Дагестана было сооружено укрепление, преобразованное в 1857 году в город и порт Петровск.
Из «Гидрографического описания Каспийского моря», изданного в 1877 году: «В отношении торговли и мореплавания Петровск имеет очень важное значение, так как через него идут все грузы, отправляемые из России водным путем через Астрахань на Кавказ и обратно. Сверх того, Петровск играет немаловажную роль и в военно-административном отношении, так как он служит местом высадки войск, перевозимых из России по железной дороге и назначаемых для укомплектования закаспийской области; в Петровске же сосредоточиваются все войска из закаспийского края, предназначаемые к отправлению в Россию. Наконец, к этому же порту доставляется провиант для кавказской армии, отправляемый из России на судах всех обществ через Астрахань по Каспийскому морю».
Такой важный порт не мог оставаться без надежного навигационного оборудования. В 1866 году на горе Анжи - Арка был построен тот самый маяк, который мы можем видеть и сегодня. В тот же год он начал действовать. Установленный непосредственно в гавани, маяк представлял собой каменную восьмиугольную башню высотой 27 метров от основания, связанную с домом. Диоптрический светооптический аппарат 3-го разряда светил постоянным белым огнем, обеспечивая дальность видимости до 15 миль.
На два зимних месяца - с 15 декабря по 15 февраля - маяк прекращал регулярное освещение и включался только в дни прибытия и отплытия почтовых пароходов и когда на горизонте появлялось какое-либо судно. С 1882 года в связи с увеличением интенсивности судоходства в районе Петровска, что было вызвано увеличением вывоза нефтепродуктов из города по железной дороге, маяк стал светить круглый год.
Во время Гражданской войны в Петровске базировалась флотилия белогвардейских кораблей. После того, как в апреле 1920 года город был освобожден, в него перебазировались основные силы Волжско-Каспийской флотилии Красного флота. Маяк, обеспечивая действие ее кораблей, работал практически без сбоев, несмотря на трудности с керосином для осветительного аппарата и нехватку квалифицированного обслуживающего персонала.
В годы Великой Отечественной войны через Махачкалу (город переименован в 1922 году в честь Махача Дахадаева - одного из руководителей борьбы за советскую власть в Дагестане) транспортировались нефть и нефтепродукты, которые доставлялись сюда судами из Баку, а осенью 1942 года перебрасывались войска из Астрахани в помощь Закавказскому фронту. Для маячников обеспечение безопасности и надежности этих перевозок было боевой задачей.
Когда маяк по соображениям маскировки выключался, обеспечение перевозок осуществлял манипуляторный отряд под командованием старшего лейтенанта М.Теплинского. Манипуляторные пункты были упразднены в Махачкалинском порту в мае 1944 года и маяк вновь встал на непрерывную мирную вахту, которую несет и по сей день, освещая пространство белым проблесковым огнем на 24 мили.
0 комментариев