Пандемия привела к ускорению цифровизации в современном обществе. Тем не менее, значительная часть населения весьма негативно относится к таким изменениям, поскольку считает, что цифровизация несет достаточно большое количество рисков и негатива. Справедливости ради стоит отметить, что количество цифровых преступлений за последние 5 лет возросло в 25 раз, а раскрываемость их осталась достаточно низкой (25%).
Одним из факторов, который негативно влияет на развитие цифровизации, по мнению декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС Оксаны Ступниковой является то, что часть жителей России никогда не пользовалась интернетом. По оценкам ВШЭ, это население старше 55 лет, у которых отсутствует даже полное среднее образование, и оно составляет порядка 14% населения.
«Еще одним фактором является боязнь утечки личных данных, в связи с чем значительное число граждан предпочитают бумажные документы (более1/3), а не цифровые. Это обусловлено опасениями, связанными с невозможностью проверить внесенные данные, а также обеспечить их сохранность. 18% опрошенных готовы к тому, чтобы документы подавались только через интернет. Многие граждане считают, что такая цифровизация приведет к нарушению неприкосновенности частной жизни; злоупотреблениям персональными данными, ростом троллинга, кибератак и пр. Поэтому многие отдают предпочтение традиционным бумажным документам и взаимодействуют офлайн через МФЦ. Это особенно касается пожилых людей, которым важно пообщаться. В настоящее время сформировалось понимание того, что искусственный интеллект не может заменить человека во всем», – комментирует эксперт.
Значительная часть населения активно выступает против цифровизации образования, поскольку считает, что оно приводит к снижению качества последнего (более 50% опрошенных). Это объясняется тем, что многие образовательные учреждения не смогли быстро адаптироваться к новым условиям взаимодействия с обучающимися и не могут в полном объеме и правильно использовать возможности новых сервисов, а отсюда качество подготовки падает. Этот процесс требует серьезной перестройки и подготовки, на которые нет достаточного времени, а также значительных финансовых вложений. Нужно методически готовить педагогов, повышать их цифровую компетентность.
«Таким образом, нельзя не отметить, что в одних сферах цифровизация идет более быстрыми темпами, чем в других. Например, очень активно она развивается в сервисах доставки (по оценке экспертов, даже более быстрыми темпами, чем в пандемию), а в сфере электронных документов процесс идет очень медленно. Очевидно одно, что возврата к прежним формам взаимодействия не будет, а значит, основная задача состоит в том, чтобы принять цифровизацию и обеспечить для населения качество, безопасность и надежность представления услуг в цифровом виде», – резюмировала декан факультета.
0 комментариев