Атаки беспилотников и ракет ВСУ

Фраза «силами ПВО сбит БПЛА над территорией региона» в этом году для жителей юга страны стала обыденностью. Беспилотники атаковали Ростовскую и Волгоградскую области, Краснодарский край и Республику Крым. В большинстве случаев вражеские атаки были успешно отражены российскими военными. 

Только в Ростовской области редакция ЮСН за этот год насчитала не менее 20 случаев уничтожения системами ПВО украинских беспилотников. Еще несколько раз бойцы отражали ракетные атаки. Обломки одной из ракет попали в июле в Таганрогский музей: пострадали полотна и скульптуры. 

Сейчас их восстанавливают специалисты Русского музея в Петербурге и обещают к марту 2024 года вернуть картины полностью отреставрированными. А в начале сентября в центре Ростова упали два беспилотника. Они явно метили в штаб ЮВО, но долететь не успели. Итог - выбитые окна в нескольких домах. К декабрю практически все строения восстановили, а пострадавшим выплатили компенсации. 

 

Похожая история случилась в мае и в Краснодаре: дрон врезался в офисное здание, ударной волной выбило около двух десятков окон в соседнем многоэтажном доме. Спустя несколько дней два БПЛА атаковали на Кубани Афипский и Ильский НПЗ. В первом случае загорелась установка по переработке мазута, во втором — пожара удалось избежать. Вражеские летательные аппараты несколько раз были замечены и в Волгоградской области — все разы силы ПВО успевали их ликвидировать. А вот Калмыкии и Астраханской области удалось избежать нашествия беспилотников. 

Больше всего, конечно, от вражеских БПЛА и ракет пострадал Крым и Севастополь. Украина атаковала полуостров по несколько раз в неделю. Большинство атак было отбито, но случались и прилеты. Так, летом было повреждено дорожное полотно на Крымском мосту — погибла семейная пара из Белгорода, пострадал ребенок. В декабре от украинской ракеты пострадал военный корабль «Новочеркасск» в Феодосии. 

Мятеж Пригожина

Ночь с 23 на 24 июня выдалась для ростовчан и всех россиян тревожной. В этот момент в город заходили вооруженные бойцы ЧВК «Вагнер» вместе с Евгением Пригожиным. До этого он заявил о нанесении российскими военными ракетного удара по тыловым лагерям ЧВК. В свою очередь Минобороны сообщили, что удара не было и заявления о нём - «информационная провокация». На что Пригожин сказал, что собирается осуществить «марш справедливости». Мятежники взяли под контроль штаб ЮВО, военный аэродром и другие объекты. Танк, застрявший в воротах городского цирка, стал символом «бунта», как и толпы ростовчан-зевак, потерявших в этот день инстинкты самосохранения. 

 

ФСБ сразу же возбудила против Пригожина уголовное дело «по факту призыва к вооруженному мятежу». В ведомстве призвали бойцов ЧВК «не совершать непоправимой ошибки». Но конфликт удалось урегулировать мирным путем, а дело переквалифицировать. Мятеж так же внезапно закончился, как и начался. Уже потом, спустя несколько месяцев, ворота и фасад ростовского цирка снова будут напоминать о Пригожине: они превратятся в мемориал памяти главы ЧВК и медиаменеджера. 

Дефицит водителей и новый транспорт 

Сразу в нескольких южных регионах возникли проблемы с общественным транспортом. Автобусов стало мало, а пассажиров, стоящих на остановках, много. Главная причина — дефицит кадров. И в Ростовской области, и в Краснодарском крае водители увольнялись, но новые работники на их место не находились. 

Некоторые уезжали работать в новые регионы — там платят больше; некоторые меняли сферу деятельности, несмотря на то, что, например, компании были готовы платить им по сто тысяч рублей в месяц. Только в Ростове зафиксировали нехватку тысячи специалистов. Закупка нового транспорта особо не спасала — водить его так и было некому. К концу года ситуация стала немного лучше, но переодически в сеть просачиваются жалобы недовольных пассажиров. 

 

Из плюсов — в Ростовской области закупили сотни новых автобусов и электробусов. Одобрен план строительства новой трамвайной сети в Донской столице — она охватит к 2027 году весь город. Развитием трамвая занимаются плотно и в Таганроге. В Краснодарском крае на развитие транспортной системы в 2023-м выделили около пяти млрд рублей.  Волгоградская область привлекла казначейский кредит в размере 900 млн рублей на 83 новых автобуса. Также там закупили десятки электробуров и троллейбусов. В Астраханской области тоже обновили передвижной состав и закупили современные маршрутки. 

Нехватка бензина и яиц

Уходящий год для юга страны будет ассоциироваться с двумя категориями товаров: бензином и куриными яйцами. Из-за сезонной загруженности железных дорог и ремонта Астраханского газоперерабатывающего завода ценник на бензин летом существенно подскочил, а на южных заправках возникли пробки: на всех желающих не хватало АИ-95. Стоимость топлива стабилизировалась только осенью. 

А вот цена на яйца начала бить все рекорды ближе к концу года. В Краснодарском крае, например, десяток теперь может стоить 200 рублей, в Ростовской области — 150. Как объясняют в региональных минсельхозах, причина — сокращение производства яиц. Проблему обещают решить импортом. 

Жизнь взахлеб: катаклизмы на юге России

Больше всего в этом году не повезло Крыму и сочинской линии Краснодарского края. Десятки раз — и весной, и в курортный сезон — местные жители оказывались в эпицентре стихии: регионы не выдерживали напор аномальных ливней. Наибольшее количество ущерба принес так называемый «шторм века» 27 ноября. Волны достигали четырех метров, железнодорожные пути и дороги оказались размыты, десятки автомобилей просто смыло, а дома затопило. Несколько погибших и десятки пострадавших. Только в Крыму из-за непогоды остались без света и отопления пятьсот тысяч человек. Ущерб оценили в сотни миллионов рублей. 

 

Ростовская область тем временем страдала от ледяного дождя в декабре. Непогода продолжалась почти неделю: подо льдом оказались тротуары и дороги. Сотни населенных пунктов без электричества из-за оборвавшихся от тяжести льда проводов и десятки поваленных деревьев. С последствиями в регионе пытаются справиться до сих пор. А 30 марта Донскому краю пришлось разгребать последствия аномального снегопада. Из-за него трассу М-4 «Дон» сковали глухие пробки: тысячи водителей и пассажиров пережидали непогоду в машинах — пришлось в них ночевать. Пунктов обогрева для всех не хватало. Сотрудники МЧС пообещали: в 2024 году подобных ЧС они постараются не допустить. 

Разоблачение ОПГ в Ростове

Сразу несколько серий уголовных дел на юге страны в этом году обсуждала вся Россия. Так, в Ростове-на-Дону были задержаны больше 20 полицейских — их подозревают в получении взяток от торговцев. Главное следственное управление Следственного комитета России по Северо-Кавказскому федеральному округу возбудило уголовное дело об организации преступного сообщества и участии в нем. При этом расследование деятельности ростовских полицейских вывело силовиков на подозреваемых и в соседней Калмыкии. 

Еще одно уголовное дело заведено на экс-председателя Ростовского областного суда Елену Золотареву — ее обвиняют в серьёзных коррупционных преступлениях, связанных с получением крупных взяток. По версии следствия, взятки председатель облсуда брала за вынесение нужных приговоров и мер пресечения. Обыски прошли во всех городских судах: оказалось, что в коррупционных схемах задействованы около 30 человек. 

В 2023 году на юге страны массово выносили приговоры пособникам украинского режима. Больше всего, конечно, осужденных — в Южном военном окружном суде. В местных судах, тем временем, выносили приговоры обвиняемым в госизмене. Подобные дела были заведены во всех южных регионах России. 

Астрахань — ворота в международную торговлю

Как развивать международный транспортный коридор «Север-юг»обсуждали практически весь год. Астрахань стала ключевой точкой морского пути из Ирана, Ирака, Афганистана, стран Ближнего Востока, Азии и Африки в Россию. Во время, когда традиционные логистические маршруты перестают работать, нужно развивать новые. И «Север-Юг» стал выходом из ситуации. 

 

В этом году было углублено дно Волго-Каспийского канала до 4,5 метров, построены защитные сооружения, предотвращающие повторные наносы грунта. Грузооборот портов увеличился на 50%, достигнув 4 миллионов тонн, что является высоким показателем за последние 10 лет. Астрахань также производит суда для транспортного и дноуглубительного флота - -сейчас строятся 20 объектов.

Цель проекта «Север-Юг» — привлечение транзита грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива через российскую территорию в Европу. Сейчас проект объединяет несколько различных транспортных систем отдельных государств. Работа продолжится в следующем году. 

Новые перспективы

Южные регионы в этом году реализуют множество масштабных инвестиционных проектов. Так, в Ростове строится новый микрорайон на Левом берегу Дона — первые дома уже сданы, обустраивается нужная инфраструктура, строятся новые дороги. Еще один «город в городе» сейчас возводят на территории старого аэропорта. Вместе с многоэтажками параллельно строят детсад и храм. Подобного проекта в регионе еще не было — площадь жилой застройки составит 1,5 млн кв. метров, а к 2040 году в три этапа должны освоить 367,86 га территории. Туда переедут и все органы власти. 

В Краснодаре тем временем планируют собственный «город в городе». «Новый Краснодар» разрабатывали весь год, проект планируют сдать в 2024-м. Кстати, 2023 год для Кубани стал одним из самых успешных в туризме: только летом курорты региона привлекли 9,7 миллиона посетителей, что представляет почти 5%-й прирост по сравнению с аналогичным периодом в 2022 году. Развиваются и инвестпроекты в этой сфере: запланировано реализовать 44 инвестиционных проекта на общую сумму 418 миллиардов рублей.

В Крыму запустили движение по самому сложному отрезку федеральной трассы «Таврида» в Севастополе — с двумя мостовыми переходами и двухуровневой развязкой, что открыло новые удобные подъезды к городу и фактически завершило реализацию этого масштабного транспортного проекта. Продолжается строительство сухопутного коридора через Мариуполь до Таганрога. Создан туристический макрорегион Азовского побережья: туда вошли Ростовская, Запорожская и Херсонская области, ДНР, Краснодарский край и Республика Крым. Развитие макрорегиона - одна из важных задач 2024 года.

Фото: mixyfotos.ru, dzen, kp.ru, topnews.ru, msk1.ru, ТГ-каналы Василия Голубева и Алексея Логвиненко