ОСН Медиа начинает новый проект – "Клуб Генералов", в котором генералы, служившие в силовых структурах, обмениваются мнениями по острым проблемам в России и мире.
Первое заседание клуба открывают два белоруса – генерал-лейтенанта СВР в отставке Дмитрий Васильевич Епишин и генерал-майора ФСБ в отставке Александр Георгиевич Михайлов. Беседу публикует издание "Ассоциация просвещенного патриотизма".
Тема сегодняшнего разговора – события в Беларуси.
Дмитрий Епишин: Уверен, что среди белорусов нарастает энергетика протеста против действий оппозиции. Я с детства впитал ментальность своей кровной родни, я знаю, что существует черта, перешагнув которую оппозиция рискует попасть под очень крупную раздачу. Тем более, что она все больше скатывается к вещам, вызывающим в народе негативную реакцию.
Александр Михайлов: Аналогично. И мне кажется, что на каком-то этапе в период массовых демонстраций и те, и другие шли в одной колонне. Все хотят лучшей жизни, справедливости и, наверное, все в равной степени устали от единственной фигуры. Улица стала плацдармом выражения массовых чаяний.
Только векторы идущих в единой колонне разные. Одни хотят лучшей жизни в мире, другие, напротив, ведут страну к пропасти. В секторе массового психоза есть много персонажей, которые даже не представляют, что может произойти.
Вспомним февральскую революцию 1917 г. Узнав об отречении Николая Второго, бросали шапки вверх и романтики, и маргиналы, и экстремисты. Царило всеобщее ликование от пьянящего воздуха свободы. Красные банты прицепили даже Великие князья. Что стало со страной и персонально каждым, кто шагал в одной колонне с красным бантом? «Свобода, равенство, братство». И брат пошел на брата…
Дмитрий Епишин: Очень хороший пример массовых иллюзий. При этом, обратите внимание, ликовали и те, кто при царе жил совсем неплохо. Фантом «свободы» опьянил их так же, как и малоимущих. В первую очередь, столичную интеллигенцию.
Александр Михайлов: Да, история повторяется, правда, в сильно уменьшенном масштабе. Белорусский протест был спонтанным и эмоционально вялым (мирная его фаза), пока не появились поводыри. Кто эти люди? Чего хотят и куда тянут страну? Я внимательно смотрел заседание координационного совета, а потом разные обращения бывших претенденток на пост президента Беларуси. Унылое зрелище. Сразу вспомнил Землячку и Арманд. Наверное, потому белорусы задумались. Хочется хорошее блюдо, а не вялую вишенку на торте…
Дмитрий Епишин: Да, во главе оппозиции вынырнули специфические персонажи. Белую ленточку «мирного протеста» они сменили на бело-красно-белую символику БНР - добытую из времен немецкой оккупации 1918 г., и восстановленную второй раз в 1941 г. в период существования «Генерального округа «Белоруссия» в рамках рейхкомиссариата Остланд».
Разве в деревне моего деда и бабки под Оршей можно вообразить такой флаг рядом с братской могилой расстрелянных немцами партизан? Думаю, это – не самая удачная находка режиссеров развернувшегося спектакля.
Александр Михайлов: Вряд ли те, кто машет таким флагом, углубляются в историю. После развала СССР, насколько помню, этот флаг был государственным флагом Белоруссии, а избранный президентом Лукашенко вернул союзно-республиканский.
Появление флага сегодня вновь чисто декоративно. Но Вы правы. Какой гюйс на корабле поднимешь, так он и поплывет.
Любопытный пример. В конце 80-х мы (московское управление КГБ СССР) предложили разрешить продажу символов советской власти. Очень часто флаги в период государственных праздников воровали по ночам. Почему бы не дать возможность их иметь легально? Гербы в разных формах, флаги… Ведь наличие атрибутов подсознательно могло формировать патриотизм.
Партийные органы были категорически против. Типа, это американцы на карманах и на трусах свои гербы вешают… А в 1985 все реализовалось. И до определенного периода советская символика была не просто популярна. Она была модной для молодежи… Может потому так активно ведут «десоветизацию» в бывших наших республиках…
Флаг оппозиции — это отсылка к реакции, только мало кто об этом думает. А другого объединяющего атрибута нет.
Дмитрий Епишин: Теперь смотрим на последовательность действий оппозиции. Тут всё по рецептам отца «цветных революций» Дина Шарпа. Первый лозунг, как всегда, обо всем и ни о чем. Помните подобные лозунги в других странах: «Так!». «Пора!» и пр.
И белорусской молодежи вручают нечто подобное – «Верим! Можем! Победим!» смысл непонятный, но адреналину много. Молодежь объединяется в ударный отряд и тянет за собой шлейф людей, просто захваченных атмосферой протеста. Однако быстро наступает пора артикуляции настроений. По логике, они должны быть высказаны против «батьки», но на практике из ниоткуда появляется лозунг «Жыве Беларусь!».
Это прямая манифестация национализма. Происходит фокус без его разоблачения – национализм, который в Беларуси был маргинальным явлением, вдруг выходит на площади и улицы городов и пыжится заявить себя, как всенародный порыв.
Дальше больше – за неимением собственной адаптированной под реальные настроения людей программы, оппозиция выдвинула «Реанимационный пакет реформ для Белоруссии», скопированный с программы украинских националистов 2014г. Сегодня она открещивается от этого пакета, мол, и рядом не стояла, но недавние выступления ее лидеров прямо отсылают к этому документу.
В «Реанимационном пакете» планируется отказ от любых форм союзных отношений с РФ, ОДКБ и ЕАЭС, запрет российских телеканалов, подключение к телевидению западных соседей, уголовное преследование за отрицание белорусской нации и критику белорусского языка.
Инициаторами этого документа стали семь организаций: «Белорусский народный фронт»(БНФ), «Зеленые», Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), Белорусская христианская партия (БХД), Объединенная гражданская партия (ОГП), движение «За свободу» и центр гражданских инициатив «Наш дом». Все они, хотя каждая в своей мере, отмечены каиновой печатью белорусского национализма.
На глазах у изумленной публики происходит подмена актуальной повестки дня: протесты, начатые, как накопившаяся реакция на несменяемость «батьки» и его авторитаризм, переводятся в русло национализма с последующим уходом РБ в западную систему интеграции.
Александр Михайлов: Вот это то и отталкивает белорусов от таких лозунгов и персонажей их артикулирующих. Поторопились ребята. Хотели быка за рога, да просчитались. Публика реально изумлена. Особенно, думающая. Хотя степень влияния этих организаций невелика. Что касается молодежи, то ей все в кайф. Главное - движуха. Даже скачущие с кричалками «кто не скачет, тот москаль», не всегда понимают смысл слов.
Это такой синдром толпы. Но этот синдром, если не управлять им, станет идеологией. Вот тогда будет поздно. Особенно в работе с молодежью было много ошибок. И это указывает не столько на политическую, сколько на демографическую форму протеста. Это характерно для нашего времени.
Многое в протестах объясняется тем, что молодое поколение «ждет перемен», как пел Виктор Цой, а соратники Лукашенко - нет. Но при первых же протестах молодежь попала в руки врагов Беларуси, а они разыгрывают совершенно другую карту. Им нужен хаос и развал Союзного государства.
Чем яснее становится их целеполагание, тем больше белорусов «терзают смутные подозрения». Сегодня мы наблюдаем, пусть пока робкий и управляемый, но протест против оппозиции. И чем больше вещают Светлана Тихановская и Мария Колесникова, тем лучше.
На митингах можно нести пургу, что они и делали, но для диалога с рабочим людом нужна мысль, которая ляжет на душу… Последняя гастроль Марии Колесниковой к рабочим обернулась позором. Типа вот она я «Свобода на баррикадах Парижа» (Картина Делакруа). Этакая сексуальная блондинка с горящим взглядом и революционной стрижкой приехала растолковывать чумазым трудягам смысл бытия и звать к вершинам мироздания.
Тут и знания нейро-лингвистического программирования не надо, чтобы понять, что так отталкивает от нее… Сытый голодного не разумеет.
А появление в координационном совете нобелевского лауреата Светланы Алексиевич (кстати, мне нравились ее ранние произведения), это попытка вытащить из сундука старый зипун. К ней в Беларуси очень неоднозначное отношение.
Не знаю, почему власть раньше не искала вариантов законодательного закрепления элементов государственной политики, введения запретов и ответственность за ее подрыв. Возбуждение уголовного дела на координаторов - это вполне законная и своевременная мера. Особенно в связи с созданием финансового фонда солидарности (опять «Солидарность»! Через 40 лет после Польши).
Дмитрий Епишин: Любопытно наблюдать за деятельностью Ватикана в белорусском кризисе. Папа римский обратился к белорусам с призывом к «диалогу, отказу от насилия и уважению справедливости и права». Все, как на Украине, когда под аккомпанемент таких посланий западно-украинские униаты громили «Беркут» на майдане в Киеве. Понятно, что папа не склонен к откровенности, ведь он заботится об идиллии в отношениях с Московским патриархатом.
Но в низах белорусские ксендзы действуют, как подрывная сила. Сразу после появления послания они обратились к правоохранителям с требованием «не убивать людей» и призвали к крестному ходу «против произвола властей». В Гродно они образовали «живую цепь» против «насилия силовиков». Однако не все акции были столь «мирными».
Столичный ксёндз Игорь Лачук благословил своим участием публикацию адресов правоохранителей (а значит, их жён и детей), которые принимали участие в подавлении протестов. А католический архиепископ-митрополит Минско-Могилёвский Тадеуш Кондрусевич назвал правоохранителей «каинами, поднявшими дубинки на авелей». Это выглядит как базовая теологическая оценка происходящего.
Если иметь в виду, что «Реанимационный пакет» предусматривает «Восстановление Белорусской Автокефальной как национальной альтернативы Белорусскому Экзархату Русской Православной Церкви Московского Патриархата», взаимодействие Ватикана и оппозиции становится очевидным.
Кстати, из Патриархата никакой реакции на действия католиков и униатов в Беларуси пока не последовало.
Александр Михайлов: А куда же без них! Ксендзы охмуряют Козлевича известная история. Мы давно замечали, что Ватикан не религиозная организация, а политическая. Аналогичная ситуация по активизации наблюдалась и в конце 70-х годов прошлого века в Польше.
Можно сказать, Ватикан возглавил и придал религиозно политический вектор движения «Солидарности». Любопытно и то, что в 1978 году Римским папой стал поляк Кароль Войтыла (Иоанн Павел Второй) именно в период высочайшей политической турбулентности в Польше!
Типа все от Бога. Вспомните, какой религиозный психоз тогда начался! Он охватил все социальные группы. Ксендзы заменили комиссаров и политруков. Близость Белоруссии к Литве и Польше вновь стимулировала деятельность Ватикана. И это нельзя отрицать и умалять.
Хотя много будет зависит от роли в разрешения конфликта Православной церкви. Она-то почему отдает инициативу Ватикану? Ее слово очень важно сегодня. И молиться надо не за коммуниста Лукашенко, а за белорусский народ, который втягивают в гражданскую Войну.
Фактор похода Ватикана на православие в Белоруссии – хороший повод для обращения к пастве. «встань за Веру русская (белорусская) земля».
Дмитрий Епишин: Нельзя умолчать о том, что белорусский кризис является процессом рукотворным, и во главе его стоит сам Александр Лукашенко, возомнивший себя незаменимым суперполитиком. Но нагляднее всего он проявил упорную последовательность только в одном вопросе – в вопросе борьбы за собственную власть. В остальных областях управления его политика могла быть непоследовательной, обманчивой и лицемерной.
Он сам загнал себя в такое положение, при котором у него не осталось приверженцев, готовых положить живот «за своего президента». Он позволил выползти на свет белорусскому национализму, а потом стал заигрывать с жалкой кучкой «литвинов», которые не упустили своего шанса.
В результате батька потерял остатки авторитета у подавляющего большинства, идентифицирующего себя с русскими. Поймет ли он, куда его завела неутомимая гонка за властью, сможет ли принять решения, которые дают возможность остановить развитие кризиса? Думаю, что большинство белорусов, в глазах которых пока не появился новый сильный лидер, ждут от него таких решений.
Александр Михайлов: Именно в этом проблема. Слишком самоуверенным он является. Это огромная опасность. Делает ли он выводы? Сомневаюсь. Даже в своих заявлениях он больше говорит о себе – ну «не будет меня, не будет вас». И даже не понимает, что именно он является раздражителем.
Президент не Помазанник Божий. Он функциональная государственная персона, назначенная НАРОДОМ для выполнения важных государственных задач. Не понимает.
Это беда долгоиграющих политиков, провозгласивших «Государство это Я». У них наступает деформация личности и вера в бессмертность. И если в других странах еще есть островки инакомыслия в хорошем смысле слова, то у «батьки» (слово то какое патриархальное) все в ручном управлении.
Протест по зеленому свистку, талантливо задуманный взрыв человеческой радости - по команде. Вот поэтому его сторонники выглядят уныло и беззубо. Да и о чем говорить им? Про «коварный зарубеж»? Отсутствие гражданской дискуссии порождает застой. Застой порождает протест.
Даже в благополучных семьях часто дети убегают из дома от сытости, тоски и уныния. От невозможности самореализоваться под пристальным взглядом строгого отца. Подозрительного и авторитарного. Хоть в омут головой!
Осознает ли он? Слишком сильна его вера в собственную непогрешимость. Он по-прежнему уповает на силу. Но людям нужен не гипс, а аппарат доктора Илизарова, с помощью которого можно медленно сращивать перелом. А перелом то открытый! Более того, он даже не извинился перед народом за беспредел милиции при разгоне протестов. Напротив, просит, чтобы пострадавшие простили милицию.
А это стало ключевым моментом у оппозиции. Он опять сидит на двух стульях. Бить нельзя, но если хочется, то можно. И вместо того, чтобы следовать закону, он продолжает говорить о буйстве толпы. Но ведь очевидные факты не опровергнуть! Лукашенко боится, что, наказав бандитов и изуверов в погонах, он оттолкнет от себя милицию. А если бы его Колю отметелили? Какова была бы его реакция.
И на стороне избитых не только родственники, друзья пострадавших, но и те, кто не понимает и не поймет жестокости против невооруженных людей. Да и мы, понимая, что власть руками трогать нельзя, помним, что задача милиции - защита законных прав и интересов граждан. Каска и дубина не инструмент политики… А Лукашенко этого не осознает.
Разговоры о внешнем влиянии (расхожие версии по любым поводам от короновируса, до наводнения в Сахаре) вызывают иронию. Лукашенко единолично без АНБ и ЦРУ сделал то, что им не под силу.
И его внешние противники всего лишь пользуются предоставленной возможностью влезть в кризис и направить его в своих интересах. И деньги дадут, и резолюции Евросовета примут, и информационное сопровождение организуют, и оппозицию чему надо научат, но все это производные от главной причины - общество устало от Лукашенко и хочет нового лидера. Поэтому и суеты в их действиях нет. Они активизируются, когда появится настоящий лидер оппозиции.
В него будут вкладывать все соответствующие ресурсы и в совершенно иных масштабах. Но пока и выбирать не из кого… Меню оппозиции несъедобно и с запредельным ценником.
Дмитрий Епишин: Это бесспорно. Как показывает достаточно вяло прошедший саммит ЕС по «белорусскому вопросу», и деньги, которые он выделил на оппозицию (около 3 млн.евро), это лишь обязательные упражнения при понимании бесперспективности больших вложений.
Еще одна особенность ситуации состоит в том, что те, кто желают Беларуси благополучного разрешения кризиса, зачастую упрекают Москву. Мол, она стоит в сторонке и ничего, кроме помощи Лукашенко в «особых обстоятельствах», не обещает.
Александр Михайлов: Упрекать легко. А что на практике можно сделать? Без согласия больного нельзя его лечить. А больной капризный и непредсказуемый, и не признающий, что является главной причиной сложившегося положения. Видимо, судьба даст ему еще некоторую передышку для стабилизации положения. Но глубинные, а не формализованные перемены, все равно должны состояться.
Мне кажется, для него это означает, фигурально выражаясь, прыгнуть выше головы. Вот только такое редко получается.
0 комментариев