Отказ Украины от федерализации приведет к распаду страны, однако инициированная региональными элитами федерализация в стране уже де-факто происходит, считают российские и украинские эксперты.
Изменение Конституции Украины в части децентрализации страны с учетом интересов Донбасса — один из ключевых пунктов Минских соглашений по урегулированию конфликта на Донбассе. Эти правки должны были быть приняты до конца 2015 года. Верховная рада в конце августа 2015 года одобрила в первом чтении президентский проект децентрализации, теперь ожидается второе чтение, а среди украинских политиков идут дискуссии о необходимости принятия таких изменений.
Альтернативы федерализации нет
Украина должна будет прийти к пониманию необходимости федерализации уже в самое ближайшее время, полагает эксперт. "Украина придет к этому рано или поздно – скорее раньше, чем позже – может быть, даже в этом году это уже случится, просто исходя из понимания, что если есть интерес сохранить Украину единой, конечно, она должна быть с возможностью выбирать региональную власть на местах и в федеративном формате", — считает он.
С ним согласились другие участники круглого стола. Руководитель Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко уверен, что федерализация Украины – объективный процесс, который давно начался и сейчас набирает силу. "Остановить его нельзя. Можно попытаться его притормозить, но торможение приведет к нарастанию противоречий между регионами и центральной властью. Процесс нарастания противоречий на определенном этапе неизбежно приводит к взрыву и распаду. Если вовремя не организовать федерализацию, то можно получить распад", — уверен Ищенко.
Порошенко сейчас находится в критической ситуации, из которой нет выхода, считает аналитик. "Он не может поломать ситуацию внутри страны и пойти на реальную федерализацию так, как это предусмотрено в минских соглашениях, потому что против этого выступает элита, сосредоточенная в центре — парламент, правительство, его собственная команда – тогда они утрачивают рычаги власти и выбрасываются на политическую помойку. И он не может не реализовывать этот, потому что от него этого требуют его иностранные партнеры, от него это требуют региональные элиты", — объясняет политолог.
Схожей точки зрения придерживается президент российского Фонда развития институтов гражданского общества "Народная дипломатия" Алексей Кочетков. "Альтернативы нет никакой абсолютно, вопрос только в способах реализации проекта федерализации. Если правильно к этому вопросу подойти, это действительно может продлить, по крайней мере, на какое-то время существование Украины как единого государства, пусть даже и в нынешних ее границах", — считает он.
В качестве аналогии он приводит историю Польши, которая, по словам Кочеткова, в XVIII столетии оказалась в схожей ситуации. "Польские элиты проявляли полную неспособность к компромиссу, в Польше периодически вспыхивали внутренние гражданские конфликты, и соседи этой страны все больше и больше втягивались во внутрипольские разборки. Чем все это закончилось, мы прекрасно с вами все знаем – Польша исчезла с политической карты мира как независимое государство, ее просто разделили соседи, которые от этого больного человека элементарно устали", — объясняет свое мнение Кочетков.
Если украинские элиты не сделают определенных "правильных" выводов из того, "что с ними произошло за последние годы", то они "пойдут по пути своего ближайшего соседа", уверен он.
Ползучая федерализация уже идет сама по себе
За последние два года украинское государство критически ослабело, в результате чего местные элиты сейчас обладают, по сути, значительно большей властью, чем Киев, считает аналитик. Особенно этом заметно в "бюджетообразующих" областях, таких как Харьковская, Запорожская и особенно Днепропетровская, которая уже "по факту автономизировалась", полагает Ищенко. "Видно, что явочным порядком даже в рамках действующего псевдоунитарного законодательства местные элиты располагают достаточно большой автономией, если у них есть для этого достаточные ресурсы", — заявил он.
Схожие процессы, связанные с автономизацией, будут идти и в других регионах, где местные элиты достаточно сильны, располагают достаточным собственным бюджетом и могут опереться на "достаточную экономическую подушку", уверен аналитик. "Они просто будут решать свои проблемы независимо от того, что Киев прописал в законах", — считает он. При этом, по мнению Ищенко, местные элиты будут продолжать оказывать давление на Киев, "чтобы их позиция была легализована".
По его мнению, если предложение о выборности губернаторов все же будет реализовано, оно лишь зафиксирует уже сложившийся в регионах статус-кво. "Процесс федерализации, процесс выборов губернаторов зафиксирует то, что уже есть на практике. Если мы представим выборы губернаторов в какое-то ближайшее время, то можно прогнозировать, кто будет выбран в Днепропетровской области. Можно также понимать, кто будет избран в том же Закарпатье", — уверен Бондаренко.
О том, что подобные процессы в Украине идут, говорили и украинские эксперты. "Происходит реальная борьба слабеющих региональных элит против еще быстрее слабеющего центра за перераспределение полномочий и финансовых потоков", — сказал украинский политолог Дмитрий Джангиров. По его словам, в ситуации, когда центр передает часть полномочий на места, но не обеспечивает их соответствующим бюджетом, возникает "деунитаризация – процесс, идущий снизу вверх".
"Если, допустим, Порошенко примерно представляет, что такое децентрализация, сколько он готов отдать безопасно для центральной власти в его представлении, то деунитарзиация, идущая снизу, где она установится? Ну разумеется, у нее конечная точка — федерализм", — считает Джангиров.
"Сейчас на повестку дня выносится в Украине тема возможности принятия абсолютно новой конституции. Мне известно, что сейчас как минимум три проекта разрабатываются конституции, в каждом из этих проектов прописывается необходимость выборности глав областных администраций", — рассказал украинский эксперт.
В частности, по его словам, звучит предложение об "итальянской модели" — сохранение внешне унитарной "оболочки" при федеративных отношениях внутри страны и сильной регионализации политики. "Понятно, что необходимо что-то менять в старом устройстве Украины, а значит, и необходимо принять что-то в статусе глав областных администраций", — уверен эксперт.
0 комментариев