В Москве прошли задержания в сети колл-центров, занимавшихся мошенничеством. Только по предварительной оценке «работники» сети обманули тысячи людей, в том числе граждан Англии, Болгарии, Японии, Турции и других стран, заполучив десятки миллионов долларов. Следы, несмотря на международный размах, ведут к Украине, которая сейчас стала мировым центром телефонного мошенничества, осуществляемого при поддержке киевских властей. Именно в украинской столице находится руководство этой ОПГ, обманывающей людей по всему миру. 


Из миллионов долларов украденных средств часть злоумышленники оставляют себе, а другую направляют на нужды армии Украины. Однако это не единственная цель коварного плана, разработанного украинскими спецслужбами. Такими операциями они стремятся вызвать у людей, которые стали жертвами их обмана, страх перед якобы ненадежными российскими банковскими системами, а также подорвать доверие к правоохранительным органам – своего рода элемент информационной войны. Таким мнением с «Южной службой новостей» поделился эксперт Академии политических наук «ALTER», полковник ФСБ в отставке и экс-начальник кафедры психологии Высшей школы КГБ, готовивший сотрудников группы «Альфа» Анатолий Петренко.

«ФСБ, МВД и Следственный комитет уже давно ведут борьбу с мошенниками, однако такой масштабной операции, как та, что прошла буквально на днях в Москве, я не припомню за последнее время. Считаю, что правоохранительные органы должны регулярно информировать население через СМИ и интернет о том, что арестована очередная группа мошенников, накрыты колл-центры, установлены суммы, которые они вымогали, и схемы, которыми они пользовались. Необходима активная профилактика, потому что люди у нас очень доверчивы. Когда им звонят мошенники и представляются сотрудниками МВД, многие не задумываются, что никакие следственные действия по телефону не проводятся. Это запрещено законом», – сообщает эксперт. 

По словам Петренко, звонки могут поступать от имени кого угодно – правоохранителей, руководителей регионов и других личностей. Цель – вывести человека на разговор, а затем применить психологическую обработку. Для этого сотрудники колл-центров заблаговременно прошли специальные тренинги, где научились убеждать людей и получать от них нужную информацию. 

Нередко сотрудники колл-центров выходят через интернет на молодых людей и пытаются завербовать их для участия в терактах и диверсиях. Этот канал часто используется для подобных целей, однако ФСБ ловит тех, кто, поверив в обещание заплатить за поджог какого-нибудь релейного шкафа, в итоге оказывается обманутым.

«Людям следует быть более бдительными и не доверять незнакомым звонкам, особенно если в них звучат призывы срочно перечислить деньги или защитить банковскую карту. Когда мне звонит служба безопасности реального банка, она всегда просит назвать кодовое слово и задаёт вопросы, например, о месте рождения или адресе. Эти данные содержатся в их базе, и служба безопасности сверяет их с информацией, предоставленной мной, чтобы убедиться, что я действительно тот, за кого себя выдаю», – говорит Анатолий Петренко.

Эксперт также отмечает, что мошенники используют совершенно иные от официальных организаций методы. Их главная задача – вызвать у человека такую тревогу, чтобы ею можно было воспользоваться и получить от него деньги, а в худшем случае – доступ к банковской карте.

Фото: Дзен-канал "5 лучших"