На проходившем в Ростове-на-Дону Международном кавказоведческом конгрессе очень горячо обсуждались вопросы  вовлечения молодежи в экстремистские и террористические организации. Почему в радикальный ислам приходят славяне, с чем связаны всплески русского неофашизма, что стоит за внешне безобидными фейковыми  группами в интернете? Обо всем этом мы поговорили с кандидатом исторических наук, доцентом  Института социологии и регионоведения Еленой Щукиной.

Охота за молодыми мозгами

- Елена Львовна,  почему русская  молодежь  оказывается в таких,  далеких от нее, на первый взгляд, религиозных организациях фундаменталистского ислама? Яркий пример – недавно осуждены славянские девушки-студентки, планировавшие теракт  в Ростове?

 - К сожалению, эта тенденция – вовлечение в  религиозную организацию лиц, не являющихся этническими носителями исламских традиций и верований, в наше время  чрезвычайно распространена, - говорит Елена Щукина. -   Потому что,  как мы знаем, люди, рожденные и воспитанные вне исламской культуры и традиции, в большей степени являются  зоной риска и подвержены влиянию. Им проще показать какую-нибудь суру в Коране и объяснить ее так, как требуется той или иной организации. Это – общая практика. 

- А с молодежью – еще проще, продолжает Щукина. -  Современные молодые люди, в характере которых есть стремление к религиозному исповеданию, могут быть «пойманы на крючок» чем угодно. Начаться все может с самого обычного, бытового  «Ислам – это модно!» и девушки, даже славянки, ради эпатажа надевают хиджаб. Продолжиться – через протесты по отношению к подвергшимся девальвации устоям традиционных верований, а закончиться – уходом в радикальные исламские течения.  Но я бы не акцентировала внимание только на исламе, здесь тема куда обширнее. Пришло время говорить о манипулировании сознанием нашей молодежи. И здесь –  все средства хороши. Вплоть до макаронного монстра. Да, движение пастафарианства, которое начиналось с фейка, вмиг нашло тысячи последователей среди молодого поколения. Задумывалось это шоу, как некий антипод христианству, сейчас пастафарианство уже вызывает некоторое опасения. Меня, как представителя экспертного совета по религиоведческой экспертизе при ГУ министерства юстиции по Ростовской области смущает тот факт, что эта религиозная группа взяла аббревиатуру РПЦ МП. То есть, берется знакомая, появляющаяся во всех поисковых системах, аббревиатура, выстраивается антипод традиционной религии (бог из макарон) и начинается работа: создаются  группы, идет финансирование, вовлекаются огромные массы людей.  Я не удивлюсь, если, вскоре мы столкнемся с попыткой пастафарианцев зарегистрироваться официально как религиозная организация. Да, там нет экстремистских радикальных идей, но элемент манипулятивного воздействия – налицо.

Елена Щукина   говорим о том, что молодые люди, особенно пекущиеся о своем духовном образовании, нередко ищут ответы на свои вопросы в интернете. То, что предлагает им реальный мир, их не устраивает. Базовые ценности, можно сказать, девальвированы. История – политизирована. Традиционные религии опять же подвергаются дискредитации в информационном пространстве. Тут-то и начинается поиск духовной отдушины – и Всемирная сеть предлагает множество вариантов, которые используют и протестные настроения, и стремление радикально решить проблемы, и желание отличаться от своих сверстников,  - так  свойственные для  молодежи. Для того чтобы завлечь в свои организации молодое поколение используются различные методы, предлагаются простые и быстрые способы построения социально справедливого общества и государства всеобщего благоденствия, борьбы с коррупцией. Главное – иметь возможность манипулировать потом сознанием новообращенных.

Переформатирование

Моя собеседница начинает приводить конкретные примеры воздействия на сознание молодого поколения.

- Есть такая организация – Мизантропик Дивижн, это однозначно экстремистская молодежная организация. В ней профессионально идет переформатирование сознания, ценностей, моделей коммуникаций (переход на другой язык). Там используется и религиозная символика – черная роза (из культа Блаватской), и элементы неоязычества, неофашизма. А в итоге – очень опасная группировка. Насколько я знаю, все деятели правого сектора Украины прошли через Мизантропик Дивижн. Далее, до Ростовской области еще не докатилось, но вот в Москве и Подмосковье набирает силу неоязычество, родноверие, последователи славяно-арийских ведических учений.   А ведь, по сути, там – не возрождение язычества, там – современные конструкции, которые обыгрывают элементы языческих верований на новом уровне и с новыми глубоко лежащими задачами. Настоящее манипулирование сознанием, о котором мы говорим. И неизвестно к чему оно может привести. Необходимо  давать молодежи знания не только по традиционным религиям, но и по нетрадиционным направлениям, особенно экстремистской направленности, религиозным структурам и организациям. В школах нужно ввести курс истории религии. Сейчас есть курс по выбору  «Основы религиозных культур и светской этики» в четвертом классе. Сами понимаете – что могут дети в этом возрасте  понять?  Мы говорим о старшеклассниках и студенчестве, люди от 17 до 27 лет, именно они – в зоне риска, именно они попадают в такие узкие религиозные движения. Вот для них нужен курс  о религиозных течениях.

Как совершенно верно замечает моя собеседница, блокируя в Интернете всякие экстремистские сайты, мы боремся со следствием, а не  с причиной. Конечно, делаются какие-то шаги в рамках средних общеобразовательных школ, в рамках ВУЗов, но этого мало. И не обязательно делать даже спецкурсы, можно в рамки курса истории страны, литературы, обществоведения встраивать дополнительные блоки о религии, о влиянии религии на становление государств, культур, расставлять более яркие акценты. Понятно, что если на обычного преподавателя литературы взвалить еще и эти блоки – ничего хорошего не выйдет, нужна подготовка таких кадров.  Главное, учитель сам должен быть заинтересован в том, чтобы ученики черпали сведения не в интернете, где полно манипуляторов, а у преподавателя.

Тут же возникает резонный вопрос – а поверят ли молодые поколения старшим, тем которые  уже не раз демонстрировали совершенно различное отношение и  к религиям, и к историческим фактам? Трактуя на современный лад историю, свое прошлое, мы уже не раз  приходили к реальным столкновениям народов в дни сегодняшние.

- Технологии исторической политики были разработаны совсем недавно для переформатирования и переписывания истории, - поясняет Елена Щукина. -  Начинаются они в рамках немецкой историографии: после слома Берлинской стены, появились новые акценты, новое видение. Потом этим занялись польские историки, для реализации собственных интересов правящей верхушки. Сейчас тоже самое происходит на Украине.  По новым, переформатированным, учебникам учатся дети – и это приводит опять же к манипуляциям сознания молодежи. А ведь можно предложить для полного осмысления – сразу несколько точек видения тех или иных событий, разных, противоречащих, а не вбрасывать в массовое сознание не сформировавшейся еще молодежи именно то, что нужно на данный момент политической власти. Не нужно концентрироваться на исторических обидах, негативной исторической памяти. Особенно ярко это воспринимает молодежь, которая  хочет в силу своего возраста здесь и сейчас изменить ситуацию, а если это желание еще умело подогревается религией и  исторической памятью, то такими людьми очень легко манипулировать, если нет базовых элементов и патриотизма, и интернационализма.

Духовное образование и госпрограммы

Как бы мы ни ругали сейчас СССР, но тогда воспитательная база вбивалась крепко. Хотя ностальгировать по советской системе образования тоже не стоит.  В ней была идеология, но не было духовности. Именно последствия отсутствия духовного развития, а точнее – духовного образования -  мы и пожинаем сейчас. И вновь в разговоре возвращаемся к исламу. Для юга России стала такой горячей точкой территория республики Дагестан.

 - Ликвидация в советской системе исламского образования привела к тому,  что молодежь за этими знаниями в 90-е годы поехала в Саудовскую Аравию, в арабские страны, - говорит Елена Щукина. -  И по возвращении они стали проповедовать отличный, от традиционного для северо-кавказского региона, ислам. Ведь любая религия впитывает в себя  традиции живущего народа. Там где были развиты интернациональные отношения, как в Дагестане, например, ислам отличается от ислама, который исповедует закрытый арабский мир. У нас сформировались традиции терпимости к представителям других верований, а в Аравии таких традиций нет. Молодой человек, получивший исламское образование в Аравии, начинает проповедовать здесь то, что  вложили в него заграничные учителя из  моноконфессионального государства. В последнее время резко увеличилось количество мечетей на территории республик Северного Кавказа. В частности, по данным территориальных органов федеральной исполнительной власти в Дагестане, количество мечетей увеличилось с 27 в 1986 г. до 1800 в 2006 г. Никто не говорит, что это плохо, смущает одно -  кто там формирует сознание молодежи? А это, как правило, люди, прошедшие обучение в арабских странах, где ислам разительно отличается от нашего, традиционного.  Молодежь, потерявшая традиции интернационализма, терпимости, и  склонная к радикальному решению тех или иных современных проблем, легко поддается  новым учителям, которые профессионально манипулируют их сознанием.

Для того чтобы пресечь переформатирование мозгов молодого поколения государство должно заняться  манипуляторами. Да, есть специальные государственные советы и комиссии в регионах, они действуют, пресекают, анализируют. Но еще должны быть специальные программы, долговременные с хорошим финансированием. Примером действия таких госпрограмм может стать Ростовская область, где наблюдается  снижение  конфликтной напряженности. И, как говорит Елена Щукина, это -  закономерный итог принятой еще в 90-е годы прошлого века концепции «Дон – наш общий дом». В прошлом году запустили новый проект  «150 культур Дона». И это тоже, по словам Елены Щукиной, поле непаханое. О культуре  соседних народов наши школьники мало что знают, да и с культурой родного края слабо знакомы. Две фамилии – Шолохов и Чехов, вот и все познания. Так что впереди – много работы. Борьба за молодые умы продолжается.