Экономическим чудом принято называть достаточно быстрый (от 7 процентов и выше) экономический рост, который показывает национальная экономика той или иной страны или группы стран. Хорошо известно японское экономическое чудо 70-х, советское экономическое чудо 1942-45 и послевоенных годов, когда Советский Союз смог не только на полях войны, но и экономически превзойти Германию по выпуску промышленной продукции и отстроить экономику после уничтожения агрессора. О современном экономическом чуде в Сербии принято говорить меньше, хотя темы роста сербской экономики вполне укладываются в это понятие.
Согласно данным экономистов, начиная с 2019 года сербская экономика является самой быстрорастущей в Европе. Начало такого взлета приходится на 2016 год, когда ВВП Сербии увеличился на 2,7 %. В стране сократилось количество безработных. Если в 2016 году не имели работу 17% сербов, то к 2018 году этот показатель снизился до 13%, а в 2020 году, согласно данным Еврокомиссии, безработица достигла исторического минимума в 10,9%. (для сравнения безработица в странах-локомотивах европейской экономики, Германии и Франции составляет 5,6 и свыше 7,8 процентов соответственно).
Сербам удалось решить две главные проблемы, которые всегда угнетали экономику страны: это высокая инфляция и девальвация динара. Последнее серьезное падение курса динара состоялось в 2010—2011 годах. Тогда национальная валюта обесценилась почти на четверть, с 95 до 120 динаров за евро. В 2016 году состоялось еще снижение курса валюты до 125 динар за евро, но затем курс стабилизировался и последние 3 года не выходит за рамки 117-118 динар за евро (сегодня в менячницах, так называются сербские обменные пункты, которых полно на улицах сербских городов, можно наблюдать другую тенденцию, когда доллар практически сравнялся с евро).
Большую роль в развитии сербской экономики сыграли дешевые цены на энергоносители, которые Белград продает на внутреннем рынке по более высокой цене для населения. Как мы уже писали ранее, за последние 20 лет сербские финансы приобрели более 12 млрд. долларов в результате низкой цены за газ. Совсем недавно, 27 августа 2022 года сербский президент назвал фантастической цену на российский газ в 400 евро за тысячу кубометров. И это вполне справедливо, поскольку на европейском рынке цена ровно в 10 раз больше, около 4000 евро. Ключевую роль сыграли и российские (4 млрд. евро) и китайские инвестиции (10 млрд. евро). Евросоюз очень боится российских и китайских экономических проектов, будь то строительство Росатомом в Сербии энергетических мощностей или покупка китайцами бывшего завода U.S. Steel (который Сербия приобрела у американцев за 1 доллар в 2012 году для того, чтобы тысячи сербов не остались без работы; американцам после экономического кризиса 2008 года завод оказался не нужен и они хотели его закрыть, тогда как сербское правительство изначально стремилось перепродать завод). Конкурируют Россия и Китай и во вложениях в инфраструктуру Сербии. Многие дороги в Сербии построены российской компанией «Строй-Трест» Руслана Байсарова, бывшего зятя российской примадонны. Усилиями российских предприятий построен уникальный трехкилометровый железнодорожный акведук для скоростной трассы Стара Пазова — Нови Сад (начинал его строить «Строй-Трест», завершала компания «РЖД Интернешнл»).
На открытии виадука сербский президент Александр Вучич, как всегда эмоционально, отметил, что он «выглядит невероятно, и вид на Дунай, и тоннель, как будто мы находимся в Швейцарии». «Мы завершаем важнейший проект, я бы хотел указать собравшимся не только на его значение, но и на красоту этого объекта. Большое спасибо нашим друзьям из РЖД, российским и сербским строителям. Спасибо президенту Путину, что он поддержал это сотрудничество с РЖД, спасибо за этот исключительный результат здесь, в Сербии», — подчеркнул Александр Вучич. Как отмечал на протяжении всего строительства посол РФ в Сербии Александр Боцан-Харченко, этот проект является реализацией сотрудничества двух стран и представляет собой часть коридора, соединяющего «юг с центральной и западной Европой». Увы, из-за европейских санкций многое из того, что можно было бы сделать с помощью этой транспортной артерии, остается все еще в проекте. И этом нет вины России или Сербии.
0 комментариев