1 февраля президент Украины отправляется в Берлин для переговоров с канцлером Германии. Личная встреча потребовалась, чтобы согласовать позиции накануне ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности (12−14 февраля).
Берлин и Париж весь год настойчиво советовали Киеву провести конституционную реформу, предусмотренную достигнутыми в феврале прошлого года договоренностями.
В ДНР и ЛНР рассчитывали получить по ее итогам особый статус. Информация о содержании их требований была обнародована на прошлой неделе в Минске, пишет «Независимая газета».
Представитель Киева в политической подгруппе Роман Безсмертный рассказал журналистам, что потребовали ДНР и ЛНР. Во-первых, автономии в экономической сфере в виде права особых условий торгово-экономических отношений с РФ и договорных отношений с Украиной. Во-вторых, политической автономии: формирования независимых парламентов и правительств, выборов глав республик. А также — квоты на представительство в Верховной раде Украины, которое согласовывало бы все принимаемые в Украине законы и могло бы ветировать решения. Кроме того, речь идет о культурной автономии, включая особый языковой режим, об автономии силовых структур ДНР и ЛНР. Роман Безсмертный заявил, что украинская делегация не приняла эти требования.
Киев еще в прошлом году нашел способ формально выполнить пункт Минских соглашений-2 о конституционной реформе. В Верховную раду был подан проект нового раздела Конституции о децентрализации власти, в котором одной строкой указывалось, что некоторые районы Донецкой и Луганской областей могут получить особый порядок местного самоуправления согласно отдельному закону. Но проект, авторство которого до сих пор неизвестно, вызвал политические споры и скандалы. Президентской команде стоило огромных усилий убедить депутатов проголосовать за него в первом чтении.
Второе голосование, равнозначное окончательному утверждению проекта, согласно украинскому законодательству, должно было состояться в ходе следующей парламентской сессии. Если для первого чтения требовалось простое большинство (226 голосов), то для окончательного утверждения — конституционное большинство (300 голосов). К завершению следующей сессии в Верховной раде не было такого количества депутатов, поддерживающих конституционную реформу в нынешней редакции.
«Если проект не выносится на рассмотрение в ходе следующей сессии или выносится, но не набирает 300 голосов, то это означает, что весь процесс нужно начинать с самого начала: разрабатывать новый проект, рассматривать в комитетах, согласовывать в парламенте, направлять на одобрение в Конституционный суд и т.д.», — сказал «НГ» руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко.
В поисках выхода группа депутатов из пропрезидентской и пропремьерской фракций 19 января направила в Конституционный суд запрос о том, что означает «следующая очередная сессия»: обязательно ли это сессия, следующая по порядку за нынешней, или любая другая следующая сессия, которая следует по очереди за предыдущей. Политолог Бондаренко назвал этот шаг хитростью с целью затянуть время. Он сказал «НГ», что юристы дали плохой совет депутатам, поскольку в украинской истории уже были хитрецы, воспользовавшиеся таким же трюком: «Осенью 2002 года Конституционный суд разъяснил, что означает «следующая очередная сессия». Тот вердикт действует. Ничего нового не будет».
Обнаружив оплошность, команда партии власти в Верховной раде в прошлый четверг сделала новую попытку вырваться из тупиковой ситуации. 229 депутатов проголосовали за внесение изменений в регламент работы парламента. Вопреки конституционной норме они сами себе разрешили вносить поправки в Конституцию в любое время. В том числе и в ходе начинающейся в феврале весенней сессии, которая следует через одну после той, во время которой состоялось первое голосование за раздел о децентрализации. Председатель Верховной рады незамедлительно утвердил итоги голосования, президент Петр Порошенко молниеносно подписал решение, чем ввел его в действие.
Эксперты в Киеве отмечают, что это было сделано, чтобы убедить западных партнеров: Украина не отказывается проводить конституционную реформу согласно Минским договоренностям, а команда власти делает все возможное и невозможное, чтобы выполнить записанные в Минских соглашениях-2 пункты.
Политический аналитик Павел Нусс считает, что Порошенко направляется к Меркель с информацией, что время для голосования еще есть. Но теперь требуются ответные действия с противоположной стороны: «Будут обсуждать неприемлемые темпы выполнения Россией Минских соглашений. И формы принуждения ее к выполнению взятых обязательств».
Проблема для Украины в том, что Россия не признает свою причастность к конфликту в Донбассе и отвергает претензии относительно обязательств по Минским соглашениям. На международном уровне факт агрессии, о котором говорит украинская власть, не признан. Даже в Украине ситуацию в Донбассе только на политическом уровне называют войной, а официально именуют антитеррористической операцией.
Российское руководство последовательно рекомендует Украине наладить прямой диалог с руководством ДНР и ЛНР. Киев отказывается садиться за стол переговоров с лицами, которые в Украине официально признаны «руководителями террористической организации».
В этом контексте усилия команды Порошенко по продвижению конституционной реформы лишены смысла, поскольку в республиках не приемлют решения, принятые без согласования с ними. Представитель ДНР на переговорах в Минске Денис Пушилин неоднократно заявлял, что если реформа не будет согласована с Донецком и Луганском, то она станет не шагом по выполнению Минских соглашений, а, напротив, шагом к окончательному срыву их выполнения.
Настойчивость Порошенко приводит пока только к тому, что против его действий выступают даже члены парламентской правящей коалиции. После первого голосования за раздел о децентрализации из коалиции вышла Радикальная партия Олега Ляшко. Сейчас фракции партий «Батькивщина» Юлии Тимошенко и «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового обратились в Конституционный суд с запросом о конституционности принятого в прошлый четверг решения о внесении изменений в регламент.
В Верховной раде формируется достаточно большая группа депутатов, которые готовы обвинить Порошенко в предательстве национальных интересов на том основании, что глава государства якобы слепо следует требованиям западных партнеров, которые, в свою очередь, руководствуются экономическими интересами своих государств.
Мнение многих выразил внефракционный депутат, член комитета по вопросам евроинтеграции Виктор Балога. Он написал на своей странице в соцсети, что Порошенко «уже двумя ногами встал на скользкую дорогу, проложенную Януковичем». Балога пояснил: «Менять Конституцию минимальным количеством голосов через регламент работы Верховной рады — это диктатура. Каждый депутат, который это поддержал, является соучастником преступления против государства… Показательно, что среди тех, кто за это (за поправки в регламент. — «НГ») проголосовал, — бывшие регионалы, бандиты, друзья Януковича, те, кто был причастен к убийствам людей на майдане и голосовал за диктаторские законы. Хорошая компания для постмайданного президента, не так ли?»
Источник «НГ», попросивший не называть его имени, сказал, что многие в украинском парламенте видят внешнюю оболочку событий, не понимая их сути. По его словам, украинское руководство и западные партнеры нащупали выход из донбасского тупика, но первым шагом должно стать голосование за конституционную реформу. Он также отметил, что может наступить переходный этап, когда Киев и представители Донбасса смогут обсудить особые полномочия местной власти. Конечно, с Захарченко и Плотницким разговаривать никто не будет. Но для того и ведутся активные переговоры между США и Россией, чтобы решить этот вопрос. Представлять Донбасс будут другие люди.
0 комментариев