Начнем с банальностей. Как известно, СМИ считают четвертой властью. Сейчас не будем вдаваться в исторический ракурс (кто назвал, когда назвали). Главное, что назвали, и журналисты решили, что они все могут, конечно, после законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Периодически отдельные журналисты становились лидерами общественных движений, носителями народных идей, зеркалом протестных позиций… Эпитеты можете подобрать сами. Но, как бы ни называли ярких и харизматичных представителей СМИ, они действительно могли манипулировать массовым сознанием, этого не отнять. Манипулировать – значит, отчасти, властвовать. Отсюда и возникла тема разговора с директором института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Анной Дмитровой – «Кто сегодня в четвертой власти?».

Столица Аргентины и ЕГЭ

Проблем в современной журналистике немало. И начали мы разговор с того, что исчез у молодых репортеров и корреспондентов, говоря устаревшим литературным языком, «пытливый дух». Добыть информацию, найти нужный контакт, разговорить спикера – современный молодой журналист или не умеет, или не хочет.

«Проблема не столько в журналистах, а – в поколении в целом. Есть ощущение, что атрофировалась функция поисковой активности. И это, при тех возможностях, которые помогают найти любую информацию в интернете. Это очень удивляет, – говорит Анна Дмитрова. – С одной стороны – перенасыщенность доступной информации, а с другой стороны – неумение даже правильно сформулировать запрос в поисковике. Далее, еще одно неумение – найти в полученной информации нужное зерно».

И дело, по словам нашей собеседницы, даже не в самих молодых людях. Проблема коренится глубже.

«Раньше десятиклассник, одиннадцатиклассник, изучая разные дисциплины в старшей школе, все-таки ориентировался на широкий кругозор, и у него этот кругозор формировался, – говорит руководитель журфака. – Сейчас, к сожалению,  большинство детей и их родителей выбирают ту школу, где идет натаскивание на предмет, который будет сдаваться на ЕГЭ. А другие предметы отметают. Кругозора – нет. В итоге к нам приходит ребёнок, который крайне удивляется тому, что ты можешь спонтанно назвать столицу Аргентины. Ребята удивляются, откуда ты владеешь этим тайным сакральным (смеется) знанием? А ты, в свою очередь удивляешься, что абитуриент не владеет элементарной школьной программой».

Лицо журналистики

 Второй проблемой современной журналистики, на которой мы сошлись с Анной Дмитровой, является отсутствие элементарных понятий о профессии журналиста. Творческая натура школьного выпускника ищет творческую профессию. И если рисует средненько, поет фальшивенько, модой не увлекается, то можно попробовать стать журналистом. Нет, не писателем, там литературу надо знать и вышеназванный кругозор иметь. А вот журналистом – самое то, тем более блогерский опыт успешный имеется.

«Часто молодой человек, выбирая профессию журналиста, не понимает, в чем её специфика и особенность. Соответственно, когда абитуриенты приходят и сталкиваются на практике с реалиями журналистской работы, они вдруг понимают, что им это не интересно. И вот здесь возникает апатия, – говорит Анна. – И затрону еще один аспект, который играет немалую роль.  Ребята, которые поступали в двухтысячные годы, ориентировались на журналистов, тех же НТВшников, к примеру. У них был какой-то кумир в профессии, и они могли на него ориентироваться. Сейчас назовите мне пятёрку журналистов, на которых хотел бы быть похож современный абитуриент? Не назовете. И в этом, мне кажется, тоже есть проблема. Кто сегодня лицо журналистики в России?».

 – Может, военкоры?

«Несомненно, тут с вами соглашусь, потому что запрос на военную журналистику есть. Причем, не только сверху, но и снизу.  Есть ребята, которые хотят заниматься именно этим направлением. У нас в прошлом году был мальчишка, который целенаправленно хотел стать военкором. Но пока, мне кажется, это не такая массовая история», – говорит наша собеседница.

Нужно ли учиться успешному блогеру?

Не могли мы не остановиться в нашей беседе и на теме блогерства. Казалось бы, вот где должна расти пишущая и снимающая смена. Но будущие «акулы пера» должны отдавать себе отчет, что блогер, это совсем не журналист, сколько бы подписчиков у тебя не насчитывалось.

«В наше время сформировалась иллюзия, что каждый может стать журналистом. Точнее, каждый может стать блогером (эти понятия ошибочно считают синонимами): написал любую ерунду, опубликовал её в тексте или видео, и –  уже популярный. Приходит такой успешный блогер на журфак и не понимает, а чему он должен учиться? Я веду свой блог, думает он. Будучи десятиклассником для кого-то веду канал в telegram, да, ещё за это получаю больше, чем зарплата у моего преподавателя в университете. Я успешный блогер, я работаю, я лучше знаю. И очень сложно убедить такого блогера, что качество его работы, на уровне работодателя, может быть удовлетворительно, а на уровне профессиональной журналистики –  не особенно. Просто потому, что у блогера, и у журналиста совершенно разные задачи, – объясняет Анна Дмитрова. – Нужно понимать, чтобы написать короткий хороший текст, хоть для поста, хоть для видео, нужно уметь писать текст. Это не спонтанная речь, как в Тик-Токе, это хороший сценарий, текстовая основа, порой работа целой команды. Вот этого понимания у многих современных блогеров нет. Вот потому мы и сохранили в качестве вступительного экзамена на журфак ЮФУ литературу. Будущий журналист должен уметь работать с текстом, понимать его, интерпретировать, ориентироваться на работу со словом».  

А еще в Южном Федеральном Университете работает бесплатная Школа журналистики и выходит газета «Дерзай, студент». В следующем материале мы подробнее расскажем об этих практиках. Ведь у абитуриентов ЮФУ есть, к счастью, возможность попробовать на деле свои силы в журналистике. И понять – суждено вам стать лицом журналистики или лучше оставаться успешным блогером.

Фото: https://www.un.org/, modasadovod.ru, ttelegraf.ru, rg.ru