Транспортные услуги Украины всегда были и до недавнего времени оставались одним из важнейших источников доходов Украины.

Рекордный показатель был зафиксирован в 2011-м году, когда за счёт этих услуг страна заработала $8,8 млрд, что составило 5,5% от ВВП.

Соотношение транспортных доходов к валовому продукту с тех пор остаётся неизменным, однако в абсолютных значениях доходы от транспортных услуг сокращаются: за 2015 и 2016 годы они составили $5,2 и $5,3 млрд соответственно.

Фактически Украина медленно, но верно утрачивает транзитный потенциал: процесс катализировался после победы майдана, в результате чего страну направили по тупиковому пути Прибалтики, которая через несколько лет практически полностью лишилась российского транзита. Подобное грозит и Украине.

Трубопроводный транзит

За счет транзита российского сырья (газа, нефти, нефтепродуктов, аммиака) Украина получает 35-50% доходов от транзита (около $2,5 млрд в год). Тем не менее трубопроводные системы используются далеко не на полную мощность: проектная мощность ГТС Украины — более 140 млрд кубометров в год, но за 2014-2016 суммарно прокачано только 211 млрд «кубов» (при этом в 2014 году ГТС вплотную подошла к точке безубыточности, транзитировав лишь 62,2 млрд «кубов»); нефтепроводная система — 56 млн тонн и 44 млн тонн соответственно.

Несколько улучшилась ситуация в 2017 году: за первое полугодие «Укртрансгаз» перекачал газа на 22,8% больше (53,2 млрд «кубов», что является рекордом за последние 6 лет), а «Укртранснафта» увеличила транзит нефти на 5%, до 6,8 млн тонн.

Но как долго Украина будет сохранять нынешние объёмы транзита трубопроводным транспортом — большой вопрос. Украинские власти уповают на позиции США (планирующих выйти на европейский рынок газа со своим сжиженным природным газом) и брюссельской бюрократии, ставящей палки в проект «Северный поток–2». В то же время реализация «Турецкого потока»  и перенаправление аммиакопровода Тольятти — Одесса (обеспечивавшего до 15% доходов Одесского припортового завода) в порт Тамань — дело, похоже, решённое.

Морской транзит

По данным Администрации морских портов Украины (АМПУ), транзит грузов в 2013 составлял 22,3 млн тонн (за вычетом крымских портов). С тех пор транзитный грузооборот неуклонно падал: 2014 — 20,3 млн тонн, 2015 — 15,9 млн, 2016 — 10,3 млн (не помогло даже решение Кабмина ввести бессрочную 50-процентную скидку для транзитных грузов с июля 2016). За первое полугодие 2017 продемонстрирован незначительный рост — 2,4% (5,3 млн тонн в абсолютных значениях). 

АМПУ является одним из наиболее «вкусных» украинских предприятий: за 2016 год «портовики» получили самую крупную чистую прибыль среди всех украинских госкомпаний по отношению к выручке (3,85 млрд грн против 6,8 млрд). Потому неудивительно, что «команда реформаторов» выставила украинские порты на приватизацию (передачу в концессии), а значит перенаправление финансовых потоков в частные руки — вопрос лишь времени.

Железнодорожный транзит

В 2016 году показатели объёмов транзитных перевозок железнодорожным транспортом оказался самым низким за последние 20 лет — всего 16,9 млн тонн (по сравнению с 2015 падение на 30%, к 2013 — вдвое). В прошлом году план по транзиту был недовыполнен на 37%. Вот такие они — «реформы» польского рокера Бальчуна, отсутствовавшего значительную часть времени на рабочем месте.

Под руководством Бальчуна «Укрзализныця» проходит процесс корпоративизации, т.е. превращения в акционерное общество и последующей распродажи предприятия. Транзит, который идёт через Украину, наряду с Белоруссией наверняка захочет забрать себе Польша, потому переход «УЗ» в руки какого-нибудь польского инвестиционного фонда — вполне реальная перспектива.

Ухудшает ситуацию на «Укрзализныця» завершение строительства Россией железной дороги в обход Украины на участке Журавка — Миллерово и выпадение Украины из проекта «Новый шёлковый путь», по которому Китай планирует доставлять в Европу около 280 млн тонн грузов в год.

Автомобильный транзит

Существенный ущерб нанесли действия «патриотической общественности», блокировавшей в феврале 2016 года грузовики с российскими номерами. Это стало одной из причин ужесточения санкций со стороны Москвы, ограничивающих транзит украинских товаров через территорию РФ в Казахстан и Киргизию. Суммарные потери, а именно утрату транспортных сборов и падение украинского экспорта в страны Азии, НБУ и МЭРТ, оценивают в $1 млрд.

Кроме того, состояние автомобильных дорог Украины уже давно стало притчей во языцех, а потому вновь приходится констатировать, что автомобильный транзит уходит из Украины в Белоруссию.

Сколько бы ни смеялись над баржей с арбузами, но попытки восстановления навигации по водным артериям Украины — один из немногих позитивных шагов нынешней власти, позволяющий снять часть нагрузки с автомобильных дорог.   

Авиационный транзит

Разрыв авиасообщения с РФ и крушение малайзийского Boeing’а над Донбассе летом 2014 года привели к тому, что Украина стала «белым пятном» на мировой карте авиационных перевозок.

Резюме

Лучшие годы рынка транзитных услуг Украины остались позади. Это и есть самая настоящая декоммунизация — «аграрной сверхдержаве» развитая транспортная инфраструктура, созданная во времена «советской оккупации», ни к чему.