Украина встречает третью годовщину начала "евромайдана" со смешанными чувствами. Новое руководство страны, обещавшее скорейшую евроинтеграцию, все это время прилагало много усилий для сближения с ЕС, но достичь результатов, которые бы ощутили простые украинцы, так и не удалось: безвизовый режим не заработал, а созданная совместная зона свободной торговли (ЗСТ) не принесла бизнесу обещанных выгод, а рядовым гражданам — дешевого качественного импорта из Европы.
Эксперты считают, что затягивание Брюсселем принятия решения об отмене виз связано с внутриполитической ситуацией в Европе и не означает ухудшения отношений с Киевом. Аналитики уверены, что рано или поздно Украина получит безвизовый режим с ЕС, но для большинства украинцев это решение будет бесполезным, так как у них на фоне ухудшения уровня жизни в стране нет денег на туристические поездки.
На первых порах после отстранения от власти президента Виктора Януковича и прихода к власти бывшей оппозиции во главе с Петром Порошенко сотрудничество Киева и ЕС развивалось стремительно – стороны быстро подписали соглашение об ассоциации, запустили совместную ЗСТ и активизировали процесс отмены визового режима для украинских граждан. Сближение с ЕС проходило на фоне резкого разрыва связей Украины с Россией.
Порошенко после инаугурации в 2014 году заверил, что к 2020 году страна, завершив необходимые реформы по стандартам ЕС, подаст заявку на членство в содружестве. Однако сейчас, спустя три года, когда властям приходится отчитываться о первых результатах своей работы, отчетливо видно, что больших успехов достичь не удалось.
Отмена виз: обещать — не значит жениться
Украина начала процесс визовой либерализации с Европой еще в 2008 году, а Киев в одностороннем порядке предоставил гражданам ЕС право безвизовых путешествий в 2005 году.
Начиная с 2014 года, Киев активно выполнял требования ЕС для отмены виз, и в итоге в декабре 2015 года Еврокомиссия официально подтвердила, что Украина провела все необходимые реформы, и рекомендовала законодательным органам Евросоюза рассмотреть вопрос отмены виз для украинцев.
Однако спустя год Брюссель так и не принял решение по этому вопросу. Бездействие европейских партнеров поставило Порошенко в незавидную ситуацию — он уже несколько раз был вынужден оправдываться перед журналистами и переносить прогнозные сроки введения безвизового режима. Последний дедлайн от президента — 24 ноября, когда в Брюсселе пройдет очередной саммит Украина-ЕС.
"Украина выполнила все 144 требования по безвизу, достигла всех критериев. Рассчитываю, что за оставшееся до саммита Украина-ЕС в Брюсселе 24 ноября время украинцы получат это долгожданное решение, как признание прогресса и знак солидарности", − заявил Порошенко.
Официальная позиция ЕС по задержке отмены виз — необходимость согласовать механизм приостановки безвизового режима с третьими странами на случай миграционного всплеска. Окончательное решение находится в компетенции Европарламента и Совета ЕС, предварительное одобрение которого было получено в минувший четверг.
Конкретные сроки в Евросоюзе прогнозировать не берутся. Глава представительства ЕС на Украине Хьюг Мингарелли лишь подчеркнул, что это произойдет "не в перспективе 5-15 лет, а в ближайшем будущем".
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский считает, что никаких скрытых причин, по которым ЕС затягивает предоставление безвизового режима, на сегодня не существует.
"Я думаю, что это не связано с отношением к Украине. Действительно, отношение со стороны ЕС изменилось, оно не такое как было два года тому назад, уже никакого "очарования Майданом" в Европе нет. Есть масса негативной информации о коррупции на Украине и о других проблемах, но мне кажется, что отложенные решения по безвизовому режиму связаны с проблемами внутри Европейского союза, они всерьез озабочены возможной новой волной миграции в страны ЕС", — считает эксперт.
При этом Погребинский уверен, что в перспективе Украина все-таки получит безвизовый режим, однако он считает, что пользы от этого решения большинство граждан не почувствует.
"Дело в том, что это будет ограниченный безвиз, люди, которые хотят ездить в туристические поездки, — это люди, у которых есть деньги, и у них нет больших проблем, чтобы получить визу. Вопрос, касающийся десятков тысяч людей, – это вопрос получения визы на право работать за рубежом, но такого права даже не обещают. Все это выглядит как большая иллюзия, на самом деле гражданам Украины это ничего не дает", — добавил политолог.
"Свинья" от Нидерландов
Неприятный сюрприз для Украины возник и с ратификацией соглашения об ассоциации с ЕС. Договор, отказ подписать который со стороны правительства экс-президента Януковича и спровоцировал "евромайдан", уже в ноябре 2015 года, раньше запланированных сроков, был ратифицирован всеми 28 странами-членами ЕС.
Однако возникла непредвиденная ситуация: в апреле в Нидерландах состоялся совещательный референдум, на котором большинство граждан проголосовало против соглашения по Украине. В итоге правительство страны было вынуждено приостановить процесс ратификации и начать поиск компромиссного решения, которое устроит все стороны — народ Нидерландов, Евросоюз и Украину.
Сегодня окончательное решение по ратификации за парламентом Нидерландов, который должен либо подтвердить свое решение о ратификации от 2015 года, либо принять какое-то другое решение. Перед этим свою позицию по соглашению парламенту должно предоставить правительство, ориентировочно это произойдет 15 декабря.
Украина всерьез опасается, что Нидерланды могут не подтвердить ратификацию соглашения. Основания для этого более чем веские.
Ранее глава правительства Нидерландов Марк Рютте допустил, что парламент может отклонить ратификацию соглашения об ассоциации, и озвучил инициативу внести правки в текст соглашения — прописать, что документ касается лишь торговли и не является для Киева первым шагом к вступлению в Евросоюз.
По мнению украинского эксперта-международника Олега Волошина, чрезмерная возня вокруг ратификации соглашения об ассоциации в Нидерландах, в частности, обусловлена предстоящими в 2017 году парламентскими выборами в этой стране.
"Нынешнее правительство Нидерландов во главе с премьером Марком Рютте вынуждено считаться с мнением жителей страны, которые проголосовали против соглашения об ассоциации, так как в следующем году в стране пройдут парламентские выборы, и он опасается потерять поддержку в обществе", — полагает эксперт.
При этом Волошин не понимает, почему на Украине вокруг завершения ратификации соглашения разгорелась такая шумиха. По его мнению, одобрение документа является, скорее, техническим вопросом, который ни на что не повлияет для Киева, поскольку главная часть – о ЗСТ – в любом случае продолжит работать.
Политолог полагает, что основная проблема для Украины заключается не в задержке ратификации соглашения об ассоциации и предоставлении безвизового режима, а в том, что соглашение об ассоциации и безвизовый режим — это максимум сближения с Европой, на который страна сегодня может рассчитывать, поскольку ЕС не предоставляет Киеву перспективы членства в организации.
"Проблема в том, что вся национальная стратегия Украины построена вокруг национальной идеи, которая выеденного яйца не стоит, – опыт Молдавии показал, у нее есть и ЗСТ с ЕС, и соглашение об ассоциации, но люди от этого жить лучше не стали и проголосовали за пророссийского кандидата в президенты", — подчеркнул эксперт.
"После ассоциации и безвизового режима больше ничего нет, потому что перспектива членства для Украины отсутствует как таковая. То есть мы не можем стать членами ЕС, получить доступ к фондам Евросоюза, как имеют Румыния, Болгария, Польша и остальные", — добавил он.
Волошин считает, что украинским властям даже немного выгодно затягивание с безвизовым режимом и ассоциацией потому, что после этого не будет возможности демонстрировать людям движение в Европу.
Зона "несвободной" торговли
Третий ключевой ориентир, к которому стремилась Украина после "евромайдана", — это запуск ЗСТ с ЕС. Власти обещали людям, что после открытия свободного рынка украинцы смогут дешевле покупать импортные товары, а экспортеры — свободно торговать в Европе, что должно было помочь им пережить потерю российского рынка.
С 2016 года ЗСТ заработала в полном объеме, и первые статистические данные показывают, что обещания властей не оправдались в полной мере.
По данным Государственной службы статистики Украины, за девять месяцев 2016 года экспорт товаров в страны ЕС по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос незначительно — только на 4,4% — до 9,7 миллиарда долларов (или 37,3% в общем объеме экспорта). Импорт товаров из ЕС вырос на 7,3% — до 12 миллиардов долларов (43,9% в общем объеме импорта).
При этом, если сравнивать эти показатели с цифрами за девять месяцев 2014 года, когда ЗСТ еще не работала, экспорт украинских товаров в ЕС сильно упал. За девять месяцев 2014 года экспорт в Европу в денежном эквиваленте составил 13,36 миллиарда долларов.
В то же время Украина продолжает терять позиции на российском рынке. За девять месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года украинский экспорт упал на 30% — до 2,5 миллиарда долларов, импорт из России на Украину снизился на 34,3% — до 3,6 миллиарда долларов.
По словам украинского экономического эксперта Александра Охрименко, основное падение экспорта из Украины в ЕС приходится на продукцию химического производства, возможность производства которой Киев потерял из-за прекращения кооперации с предприятиями из СНГ. Также из-за спада спроса на мировое машиностроение просели поставки в Европу чугуна и ферросплавов. Зато выросли объемы поставок зерна, подсолнечного масла и лесоматериалов.
Украинские производители жалуются, что ЕС предоставил в рамках ЗСТ слишком маленькие квоты на беспошлинные поставки продукции, что сдерживает экспорт. Однако Охрименко отмечает, что квоты — это льгота, и торговля не должна идти только в рамках таких льгот. По его словам, часть квот Украиной вообще не используется. По его мнению, проблема — не в маленьких квотах от ЕС, а в неготовности украинских производителей к высоким европейским стандартам производства.
С коллегой согласен экономический эксперт, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. Он считает, что главная причина, по которой Европа пока не смогла заменить Киеву потерянный российский рынок, заключается не в несовершенстве условий ЗСТ, а в том, что продукция украинских предприятий не отвечает техническим требованиям ЕС.
"Потенциал в Евросоюзе большой, это огромный рынок, превышающий 15 триллионов долларов, но чтобы торговать на том рынке не только сырьем, а товарами с большей добавленной стоимостью, как минимум, нужно инвестировать в украинские предприятия, чтобы выпускать конкурентноспособную продукцию. Конкурентноспособная продукция должна отвечать двум требованиям: она должна быть качественной и иметь конкурентную цену, и если украинские товары еще могут как-то состязаться по конкурентной цене, то качество их продукции остается под большим вопросом", — считает эксперт.
При этом Охрименко предлагает украинцам не ждать быстрого удешевления товаров из Европы.
"Это была ложь, которую специально распространяли во время Майдана, по этой причине кричали, что автомобили будут стоить дешевле, как в Германии", — сказал эксперт.
По его словам, по условиям ЗСТ, ЕС одномоментно отменил пошлины на большую часть европейской продукции, тогда как Украина будет отменять эти пошлины постепенно.
"Мы отменим пошлины только через десять лет, то есть у нас на большинство продукции, которую поставляет Европа, пошлины остались. Например, пошлина на автомобили была десять, сейчас — девять, а ноль она будет через десять лет, потому что мы ее снижаем на 1% в год. Поэтому засилия европейских товаров у нас не наблюдается. Вопрос цены – даже купив в евро и пересчитав по курсу гривны – цена выходит умопомрачительной, то есть они не конкурентны на украинском рынке", — добавил он.
0 комментариев