Уроженка Карачаево-Черкесии, выпускница Лондонской академии искусств фотограф Ольга Сова до недавних времен не была известна широкой аудитории Карачаево-Черкесской республики, в то время как британцы уже давно признали уникальный талант и тесно знакомы с ее творчеством. Благодаря высокому профессионализму и глубине работ, ее снимки неоднократно попадали на обложки и развороты популярных глянцевых изданий Соединенного Королевства. В свое время Ольга активно сотрудничала с известными американскими и европейскими моделями, дизайнерами, галеристами и fashion-журналами.
Несколько месяцев назад в рамках открытой республиканской ярмарки красоты и творчестваOpenDayMarket Ольга Сова организовала первую широкую выставку своих работ на родине. Жители республики получили возможность наслаждаться многочисленными уникальными высокопрофессиональными работами Ольги на протяжении двух дней.
В интервью фотограф рассказала о том, как в чужой стране ей удалось добиться успеха.
- Ольга, расскажите, как вам удалось поступить в знаменитую Лондонскую академию искусств?
Вы же знаете, у нас такой менталитет, что ребенок не определяет сам куда поступить. Будучи выпускницей Адыге-Хабльской средней школы, мои родители поставили меня перед выбором между тремя профильными профессиями: экономист, юрист или врач. Кем еще может стать среднестатистический российский ребенок. Благодаря моей золотой медали я без экзаменов смогла пройти в Российский университет дружбы народов на экономический факультет, после окончания которого, утроилась на престижную работу в федеральное министерство финансов.
Многие девочки, наверное, об этом и мечтают - столица, хорошая должность, но только не я. Знаете, все было как фильме "День сурка", одно и то же каждый день, финансовые отчеты, цифры – круговорот. Это выбивало меня из колеи и, однажды я все перечеркнула, бросила и уехала на несколько месяцев на Мальту для изучения английского. К тому времени я уже самостоятельно изучала аспекты фотографирова ния, ночами сидела за компьютером, овладевала фотошопом и дважды посетила мастер-класс знаменитого модного фотографа Олега Титяева, для того чтобы понять как работает фотоаппарат. Хотя, до этого я никогда не думала, что фотографирование может быть работой и приносить доход. Первый профессиональный фотоаппарат купила в 2008 году, когда после путешествия в Африку, просматривала фотографии, сделанные на мал енькую цифровую камеру, я поняла, что эти снимки не могут передать те впечатления, которые были. И настал тот момент, когда я решила для себя, что хочу всерьез этим заниматься. По возвращению в Россию, прошла все этапы и поступила в университет в Лондоне. Все мои родные были в шоке, мама несколько месяцев не разговаривала со мной, не понимала, как я могла бросить успешную карьеру чиновника.
- Почему именно этот университет искусств?
На самом деле я мечтала попасть в Милан, но преградой для меня стало то, что все обучение проходило на итальянском. Там находится лучший, на мой взгляд, институт Марагони, выпускниками которого были многие знаменитые дизайнеры – люди с креативным мышлением. Итальянский я пыталась выучить, но тут я мыслила практически; этот язык мне, кроме как в Италии, нигде не пригодиться, на английском все-таки весь мир говорит. Вот поэтому и поступила в Лондон. Эта академия искусств достаточно знаменитая, ее окончил один из моих кумиров знаменитый английский дизайнер модной одежды Александр МакКуин, известный своими вызывающими показами. Это такое учреждение, в котором не учат базовым теоретическим знаниям, а именно учат мыслить креативно.
- Как проходил процесс обучения в таком институте?
Я прошла достаточно жесткий отбор во время поступления. Складывалось ощущение, что я буду учиться у самых лучших мировых профессионалов. И какое было удивление, когда я поняла, что весь учебный год мои однокурсники только изучали азы фотошопа, а я не знала , куда себя деть от ужаса. Мне казалось, что в России все рождаются со знаниями этой программы, ну, по крайней мере, человек, интересующийся фотографией, обязан свободно владеть фотошопом. Плюс к этому, хороший профессиональный фотоаппарат был на тот период только у меня и ее пары одногруппников, а остальные же снимали на мобильный телефон или, в лучшем случае, на обычный фотоаппарат. Для меня было нонсенсом, что в академии даже был годовой курс съемки на айфон. Так что поступить туда – сложно, а учиться – легко. Весь учебный процесс был нормирован таким образом, что предоставлялось достаточно много свободного времени, которое можно было с пользой провести в многочисленных творческих мастерских при колледже. Любой студент мог приходить, пробовать себя в разных направлениях, тем самым развивая креатив.
- Кажется, что нестандартное, креативное мышление заложено в характере. Возможно ли вообще научиться этому?
Один из при меров: идет обычный теоретический урок в академии, тема – "Создание fasion-фотографии". Естественно, никто не готов к съемкам, с собой только телефон и лекции. Тут преподаватель ставит неожиданную задачу - за час создать фотографию, которая годится для модного журнала здесь и сейчас. Сначала бегаешь, ищешь, на что снять, потом, кого снять, выбегаешь на улицу и пристаешь к прохожим. Первый раз это шок, конечно, в следующие разы начинаешь готовиться. Ты не просто теперь всегда носишь с собой камеру, ты начинаешь замечать интересные мелочи на улице, пейзажи, дома, которые могут стать декорацией для снимка, исчезает страх подойти к незнакомому человеку, который необычно одет и предложить позировать. Знаете, отличие российской системы образо вания от европейской заключается в том, что в России дается очень сильная теоретическая база, а в Лондоне – практическая. Ребята из России, занимающиеся фотографией за границей, высоко ценятся, так как превосходно владеют техникой фотографирования. Так же в процессе обучения нестандартному мышлению важную роль играет тот фактор, что британские педагоги никогда не ругают, если что-то вышло не так. Если в России тебя позорят перед всеми, то тут наоборот хвалят и просто дают советы, как лучше сделать. Они показывают твои недостатки таким образом, что тебе от этого н е становится стыдно, но ты готов их исправлять. Таким образом, студент не пугается и не зажимается.
- Как в ходе обучения вы начали уже работать, делать первые профессиональные снимки?
Всю свою работу я вела посредствам социальной сети Faсebook. Начиналось с того, что я просто за счет собственных средств снимала арт-проекты, арендовала интересные платья, декорации и выставляла снимки на свой странице на Faсebook. И вот так по чуть-чуть со временем стали приходить клиенты. Чем дальше это шло, тем больше стала зарабатывать. Я стала уже сама создавать одежду для съемок, с каждым разом совершенствуя искусств о фотографии. Затем, я начала позиционировать себя как очень дорогой фотограф, хотя это было очень сложно сделать в Лондоне. Я бралась лишь за эксклюзивные работы, создавая тем самым свою репутацию, что я качественно работаю. Многие начинающие фотографы изначально готовы устанавливать минимальную сумму за съемки, бесплатно работать, лишь бы был клиент. Это изначально губит карьеру.
- Расскажите, где и когда состоялась ваша первая выставка? Как вы впервые дебютировали в качестве фотографа для широкой публики?
Первый раз я представила свои работы в рамках итоговой годовой выставки всего потока академии искусств. Это своеобразный экзамен для студентов. Дается место три на четыре метра на стене в центральном холе главного кампуса академии, где ты должен выставить свои работы. Помимо того, что твои работы могут судить преподаватели, так же всегда приглашалась экспертная комиссия, в состав которой входили авторитетные деятели культуры и искусства Британии. Все прошло на ура! Кстати, именно после этой выставки у меня начали появляться масштабные заказы по Лондону. Ко мне стали обращаться и компании- производители одежды с коммерческими предложениями. Пускай снимки для каталогов мне не интересны, но я благодаря им зарабатывала. Помимо прочего, среди моих заказчиков стали постепенно появляться артисты театра и вокалисты. Чуть позже у меня появились индивидуальные выставки в Лондоне.
- Как проходит сам процесс съемки фотографий, которые являются частью какого-нибудь эксклюзивного проекта?
Я постоянно влезаю во все процессы, ведущиеся на съемочной площадке, зачастую помогая визажистам, парикмахерам, декораторам для того, чтобы в итоге получить единую атмосферную картинку. Вот сначала я просто снимала, потом я поняла, что этого не хватает и требуются образы, для которых я начал сама делать одежду. Сейчас в свободное время я шью уникальные платья для будущих проектов. После чего, мы с моей командой стали самостоятельно делать декорации, вплоть до того, что выпиливали из дерева отдельные элементы. В процессе съемке для меня очень важна выносливость модели, она должна быть готова быстро трансформироваться в разные образы и длительное время находиться в одной позе. На самом деле, много курьезных моментов возникает на съемочной площадке. Бывало, что на съемках в королевском Гайд-парке в Лондоне, туристы просто брали стульчики и садились наблюдали, словно зрители за процессом съемки, из-за чего модель была смущена настолько, что не могла нормально работать. Бывало, что я целенаправленно ездила в необычные районы города, где располагаются мастерские и дома разных творческих интересных людей. Ловила прохожих, которые были одеты настолько ярко или наоборот мрачно, что в голове сразу рождались идеи для проектов и прям там творила.
- Откуда возникают идеи для ваших арт-проектов?
Я сняла квартиру в Лондоне в квартале, где расположено большинство бесплатных музеев. В свободное время, вместо того, чтобы ходить по барам и клубам, я бродила по музеям, черпая вдохновение. Это очень сильно подстегивает. Например, в близлежащем музее Виктории и Альберта, где было выставлено очень много коллекционных платьев от того же Александра МакКуина и других дизайнеров. Можно было просто бесконечно смотреть на эту одежду и рождать множество идей для съемок. А так, вдохновением для съемок может послужить все что угодно: фильмы, книги, картины, архитектура. Например, было много фотографий по мотивам "Графа Дракулы" и "Гамлета". Для вдохновения я всегда советую читать сказки.
- Как вы решили выставить свои работы впервые на малой родине в Черкесске в рамках OpenDayMarket?
Все так неожиданно и быстро получилось. Прилетела я навестить маму в Черкесск, и друзья рассказали про этот проект и пригласили принять участие. В скоростном режиме в фотолаборатории напечатали снимки. Я была приятно удивлена тем, как много людей посетило мою выставку в рамках этой ярмарки красоты и здоровья OpenDayMarket. И главное, после посещения выставки, многие родители маленьких девочек и мальчиков стали по-другому смотреть на будущее образование детей, осознали, что их можно отдавать в искусство.
- Есть ли у вас в голове уже какие-то планы по созданию арт-проектов в республике?
Да, на самом деле, проект один давно в голове сидел, но просто никак не мог сформироваться в единую идею. До этого, наверное, я больше была увлечена зарабатыванием денег, а сейчас созрела для того, чтоб работать для души. Это очень сложный проект, о котором я стараюсь никому не говорить, пока не досниму все до конца. Суть в том, что это будет очень своеобразная коллекция снимков. Приоткрою завесу тайны, расскажу только то, что образно говоря, для посетителей выставки сначала все будет чудесно и сказочно, а в конце возникнет ощущение, словно облили ледяной водой. Могу сказать, что красочная природа Карачаево-Черкесии послужит базой для создания этого уникального необычного арт-проета. Для этого я уже собираю себе команду в республике, присмотрела несколько талантливых людей, которые помогут осуществить идею. Предположительно, первая выставка этих работ пройдет в Москве.
0 комментариев