Вчера на "Кинотавре" назвали победителей.

Приз за лучшую режиссуру единогласно присужден Алексею Федорченко за фильм "Ангелы революции", сообщает "Российская Газета". Призы Гильдии киноведов и кинокритиков: главного критического "Слона" поделили "Ангелы революции" Алексея Федорченко и "Страна Оз" Василия Сигарева; вторая по значимости награда досталась "Пионерам-героям" дебютантки Натальи Кудряшовой.

В число лидеров попали и новый фильм главного призера прошлого "Кинотавра" Александра Котта "Инсайт" - о другой реальности, которую старается открыть для себя ослепший человек; и чистая, светлая, как поцелуй ребенка, картина Андрея Зайцева "14+" о первой любви современных Ромео и Джульетты из спального района большого города; и "Тряпичный союз" Михаила Местецкого, собравший самые противоречивые отклики на фестивале - от абсолютного восторга до почти полного непонимания. Речь в нем о подростковой бесшабашности и юношеской уверенности, что можно изменить мир, стоит провозгласить создание собственного союза, например тряпичного, и очень захотеть жить только по своим правилам - состоянии, свойственном каждому человеку в определенном возрасте и очень непродолжительное время.

Многих поклонников на "Кинотавре" обрело "Спасение" Ивана Вырыпаева, в котором католическая монахиня из Польши попадает в Тибет, - блестящей актерской работе Полины Гришиной, непрофессиональной до этого момента актрисы, состоящей в штате театра "Практика" у Вырыпаева художником, аплодировали стоя. Фильму режиссера Виктора Демента "Находка" - экранизации одноименной повести Владимира Тендрякова - пророчили призы за операторское искусство Андрея Найденова, благодаря которому природа здесь стала почти главным героем картины, и за лучшую мужскую роль - Алексею Гуськову. Здесь он сыграл деревенского мужика, инспектора рыбнадзора, волею судьбы и вследствие своего характера оказавшегося в таежном лесу с грудным ребенком на руках за десятки километров от людей. Спасти замерзающего младенца его персонажу не удается, но путь к спасению своей души через долгие муки совести (на экране - крупным планом) он откроет.

Про "Ангелов революции" Алексея Федорченко мы писали подробно, в двух словах - там о прививке советских традиций хантыйским и ненецким шаманам в 1934 году. В жанре активного режиссерского использования колорита национальных самобытных культур Федорченко нет равных.

От столь неоднородного по эстетическим взглядам состава жюри ждали захватывающих неожиданностей

Виртуозности работы с детьми режиссера-дебютантки Натальи Кудряшовой в "Пионерах-героях" могли бы позавидовать многие признанные киномастера, рискнувшие и отважившиеся до нее в фокус взять мир маленького человечка со всеми его детскими проблемами, надеждами, страхами и радостями. Портрет поколения сегодняшних тридцати-сорокалетних, кто в числе последних носил красный галстук, у Натальи Кудряшовой получился объемным и объективным. Герои фильма в советском детстве мечтали о подвигах, и никто не ожидал, что стоит только вырасти, и мечту о подвиге заменит мечта о стабильности...

От "Страны Оз" Василия Сигарева - новогодней комедии от создателя "Волчка" и "Жить", ждали юмора черного, а получили всякого - серо-буро-малинового. И если его "Жить" на одном из предыдущих фестивалей переименовали в "Жуть" (приз за лучшую режиссуру "Кинотавра" 2012 года), то название фильма "Страна Оз", в котором девушка из провинции, приехавшая в большой город на заработки, за одну новогоднюю ночь получает столько же травм, сколько боксер на ринге, на фестивале 2015 года трактовали как "Страну ноль три". Всем жителям которой требуется срочная медицинская, психологическая или психиатрическая помощь.

Собственно, вокруг главной шестерки - "Спасения", "Ангелов революции", "Страны Оз", "Тряпичного союза", "Пионеров-героев" и "Инсайта" разворачивалась основная фестивальная интрига "Кинотавра": о них больше всего говорили, на них больше делали ставок, их ярче всего обсуждали на пресс-конференциях. Но от столь неоднородного по эстетическим взглядам состава жюри основного конкурса (председатель - Алексей Учитель) ждали захватывающих неожиданностей.

И они случились: главный приз ушел Анне Меликян за абсолютно не фестивальное, зрительское кино для проката "Про любовь". Ей же вручили приз жюри кинопрокатчиков.


Алексей Федорченко, "Ангелы революции":


- У меня есть примета: когда приезжаешь на фестиваль и начинаются охи-ахи: "Гениально!", это значит, ничего не получишь. Я в таких случаях даже иногда на закрытие не иду. А когда все тихо, тебя никто не знает, обязательно чего-нибудь получаешь... Я живу в Екатеринбурге, за Уралом, и жизнь моя довольно спокойная и простая, а бренд Алексей Федорченко существует где-то... даже не столько в Москве, сколько за границей. И он все время обрастает статьями, призами, какими-то сплетнями - он давно живет сам по себе...


Лауреаты "Кинотавра":


Лучшая операторская работа - Андрей Найденов ( "Находка").

Приз имени Микаэла Таривердиева - за лучшую музыку к фильму -

Николя Рабеюс ("Синдром Петрушки").

Приз имени Григория Горина за лучший сценарий -

Василий Сигарев и Андрей Ильенков ("Страна Оз").

Спецдиплом жюри - Андрей Зайцев ("14+").

За лучшую женскую роль - Полина Гришина ("Спасение").

За лучшую мужскую роль - Василий Буткевич, Александр Паль,

Павел Чинарев, Иван Янковский ("Тряпичный союз").

За лучший дебют - Элла Манжеева ("Чайки").