Поле битвы так называемого «Киевского патриархата» с Украинской православной Церковью Московского патриархата переместилось в Интернет. Раскольники пытаются захватить Киево-Печерскую лавру, а Московский патриархат РПЦ снова хранит молчание – это только усиливает прессинг на единственную каноническую православную церковь на Украине.
Киевские власти взяли на вооружение весьма интересный инструмент – электронные петиции, с помощью которых до руководителей государства доносятся вроде как народные просьбы и чаяния. Если в поддержку петиции, размещенной на специальной платформе в сети, набирается определенное количество голосов, то чиновники обещают ее рассмотреть и вынести вердикт: либо загубить, либо проработать. Демократические и прозрачные процессы, на практике, можно назвать разве что диктатурой абсолютного меньшинства. Например, за отмену русского языка в пользу английского в паспортах граждан Украины подписались всего около 26 000 человек из многомиллионной страны, а Президент Порошенко тут же ее одобрил. Совпали случайно «народные» просьбы с желаниями новых властей продолжать рвать многовековую связь с Россией.
Интернет-баталии за лавру
Добрались руки у русофобов и до святого. На этот раз «народ» в лице некого Алексея Кононенко попросил у Киевского городского совета рассмотреть вариант передачи Святой Успенской Киево-Печерской лавры так называемому «Киевскому патриархату» - это раскольническое течение, не признанное православным миром.
- Учитывая антиукраинскую, меркантильную, порой враждебную Украине позицию большинства священников УПЦ Московского патриархата и лично предстоятеля УПЦ Московского патриархата Онуфрия, казначея Киево-Печерской лавры епископа Варсонофия, просьба рассмотреть возможность проведения сбора подписей городской общественности с целью перевода Успенской Киево-Печерской лавры из Московского в Киевский патриархат, - написал Кононенко.
Эта петиция от 7 декабря за два дня неожиданно собрала более 10 000 подписей, и поэтому, в соответствии с правилами, ее принял к рассмотрению Киевский горсовет, возглавляемый мэром Виталием Кличко.
В УПЦ МП назвали итоги голосования за это предложение «компьютерной подтасовкой» и «махинацией». Многочисленные пользователи соцсетей поделились информацией о том, что для того, чтобы инициативу поддержало нужное число человек, на электронные почтовые ящики приходили письма со ссылкой. Причем, если получатель переходил по ней – его голос автоматически засчитывался в пользу «Киевского патриархата».
- Эта махинация планировалась для создания очередной информационной спекуляции о том, что общество якобы не поддерживает Украинскую Православную Церковь, из-за чего и были собраны тысячи подписей за рекордно короткий срок. Однако, обнаруженный обман еще раз подтверждает настоящую сущность одержимых идеей захвата храмов в пользу «Киевского патриархата», - считают в УПЦ МП.
В ответ на том же сайте Киевского горсовета 11 декабря были опубликованы две петиции: о недопустимости переподчинения лавры и о ее сохранении в ведении УПЦ МП. Кстати, за три дня в сумме под обращениями подписались около 27 тысяч человек.
Автор первой петиции, Василий Волга, считает, что вмешательство в церковную жизнь городской общины приведет к эскалации насилия и росту межконфессионной напряженности. Волга предлагает горсовету принять решение о сборе подписей кивлян за недопущение перехода лавры в юрисдикцию предстоятеля «Киевского патриархата» Филарета.
- Как известно, Филарет не является священником и не имеет никакого права осуществлять руководство от имени Вселенской Православной Церкви, потому что был предан анафеме всеми православными церквями мира. Допустить передачу Киево-Печерской Лавры в УПЦ Киевского патриархата значит лишить не только киевлян, но и всех украинцев возможности отправлять литургию в самой христианской святыне Украины. Так как только в Лавру зайдут люди, лишенные Апостольского права оказывать таинства, так православные христиане потеряют возможность Святого Причастия в этом священном месте, - пишет он.
Автор второй петиции, Сергей Крюков, объясняет, что, согласно Конституции Украины, церковь отделена от государства. Все попытки втянуть ее в политические игры требуется прекратить во избежание дестабилизации обстановки в религиозной жизни страны.
- Любые попытки поставить вопрос о смене юрисдикции Киево-Печерской лавры являются провокацией, которая призвана разжечь межрелигиозное противостояние в государстве. Поэтому требуем, чтобы Киево-Печерская Лавра осталась в подчинении Украинской Православной Церкви, единой канонической православной церкви в Украине, – пишет он.
Монастырское смирение
В начале XI века священник из села Берестово Илларион выкопал первую пещеру в холме для молитвенных подвигов. Киевский князь Ярослав Мудрый в 1051 году избрал его Киевским митрополитом, этот год считается и датой основания Киево-Печерского монастыря. Через 12 лет Печерским игуменом избрали Феодосия, а в 1073 году основан главный монастырский храм – Успенский собор. Так началась история святого места, объединяющего всех православных не только Украины, но и России. Здесь покоятся и основатель Москвы князь Юрий Долгорукий, и былинный богатырь Илья Муромец, и первый древнерусский летописец Нестор, автор «Повести временных лет».
Почти тысячу лет монахи, населяющие лавру, остаются верными православной церкви и следуют заветам одного из ее основателей – Феодосия. Монахи не отказались от православия ни в 1596 году, когда была принята Бресткая уния с Римской католической церковью, что впервые раскололо Киевскую митрополию, ни в 1992 году, когда бывший предстоятель УПЦ Московского патриархата Филарет объявил о создании отдельного «Киевского патриархата», подчиняющемуся Константинополю. И сейчас лавра остается под юрисдикцией Московского патриархата.
- Потому инициатива некоторых политических сил сбора подписей жителей города Киева о передаче Лавры в юрисдикцию непризнанного Православным миром, т.н. «Киевского Патриархата», являются ничем иным, как провокацией для того, чтобы расшатать в Украине и без того хрупкий религиозный мир, отвлекая тем самым общественность от действительно актуальных проблем, - говорится на официальном сайте монастыря в ответ на провокационную петицию.
Но ноты политического давления извне явно присутствуют в опубликованном обращении. Вопрос подчинения Московскому патриархату редакция сайта гладко обходит стороной, настаивая на том, что «с юридической точки зрения – это монастырь, принадлежащий Украинской Православной Церкви, в котором возносились и возносятся молитвы о мире всего мира, о богохранимой стране нашей, о ее властях и воинстве». Также сказано, что какие бы события не происходили в стране, в лавре никогда не прекращали поминать власть или воинство.
- Также хотелось бы напомнить, что мы живем в правовом государстве, и подобные заявления, которые вносят смуту в наше общество, являются голословными обвинениями нашей Церкви и нашей Лавры в служении другому государству, - пишут авторы обращения и призывают всех граждан Украины к миру и совместной сугубой молитве за Отечество.
Московский патриархат умыл руки
Никакой реакции на петиции о передаче Киево-Печерской лавры в ведение «Киевского патриархата» нет ни на сайте Московской патриархии, ни на сайте отдела внешнецерковных связей. Более того, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний занят переговорами с католиками в Ватикане. В день публикации провокационной петиции он находится на встрече с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Куртом Кохом. Ранее кардинал приезжал в Россию для обсуждения подготовки встречи Патриарха Московского и Папы Римского.
Продолжают раскрывать непонятную позицию и молчание Московского патриархата итоги стамбульского сговора в разгар украинского кризиса 6-9 марта 2014 года. Тогда Патриарх Константинопольский Варфоломей созвал предстоятелей Поместных церквей для обсуждения подготовки к Всеправославному собору в 2016 году.
Этому предшествовала полувековая история фактической передачи константинопольского патриархата под управление понтифика: в 1964 году была подписана декларация об отмене анафемы от 1054 года и католическая церковь была названа «сестринской». Причем, в диптих патриархата внесли запись, в которой говорится, что Папа Римский - «первый епископ христианства», а патриарх – «второй по очереди брат его». Суть идеи заключается в том, чтобы объединить все православные церкви под началом одного руководителя, и на своем первенстве настаивает именно Варфоломей.
В результате у него расширяются полномочия, и он обладает правом предоставлять тем или иным церквям независимость или автокефалию. Особую актуальность приобретает этот нюанс в украинском вопросе вокруг борьбы раскольников с УПЦ Московского патриархата и, в то же время, присутствием Патриарха Московского Кирилла на встрече в Стамбуле и его молчание. То есть, УПЦ МП может стать разменной монетой для интеграции руководимой Кириллом РПЦ в новую систему, отстроенную по идеям папизма.
Также внимание стоит обратить на тот факт, что с самого начала создания «Киевского патриархата» его руководитель Филарет (Михаил Денисенко) настаивает на том, чтобы Константинопольский патриархат аннулировал акт передачи Киевской митрополии от 1686 года под юрисдикцию Московского патриархата и «взял к себе в лоно».
Церковь отделена от государства, но неразлучна
Большую ценность ненавистники Московского патриархата в лице раскольника Филарета и его последователей имеют для современных киевских властей. И так было всегда: с самого начала раскола украинские власти, держащие курс на отдаление от России, всячески поощряют Филарета. Например, в 2006 году бывший Президент Украины Виктор Ющенко посещал Константинопольского патриарха Варфоломея, чтобы обсудить вопрос создания украинской Поместной церкви. В августе 2015 года он же, вместе с другим бывшим Президентом Украины Леонидом Кравчуком, снова посетил Варфоломея для обсуждения политической обстановки в стране и религиозной составляющей.
С другой стороны, согласно действующей Конституции Украины, церковь отделена от государства. Но в действительности отделенной стала УПЦ МП, а не раскольник Филарет, которого так любят президенты, исходя из политической конъюнктуры. Не исключение и Петр Порошенко, который 22 октября поздравил Денисенко с 20-летием нахождения на самоназначенной должности «патриарха». Учитывая, что «Киевский патриархат» не признает ни одна православная церковь, эти слова благодарности Порошенко приобретают интересный оттенок:
- Благодарю Бога, что Украине повезло с таким патриархом. 20 лет — это почти столько, сколько независимому украинскому государству. Ваша молитва все время была рядом с Украиной для того, чтобы Господь защищал нас, а в трудностях помогал консолидироваться, объединяться и вместе противостоять вызовам, - сказал он Филарету, будучи в гостях в его резиденции. А по факту – вмешался в церковные дела, признав его патриаршество, что как политический лидер совершать был не в праве.
И совершенно неудивительно, что несколько дней назад Порошенко учредил новый орган - Совет по вопросам национального единства. Совет учрежден «с целью содействия дальнейшей консолидации украинского общества на основе национальной системы ценностей, духовных и культурных традиций». Порошенко заявил, что не собирается вмешиваться в дела «Церкви, которая будет независимой», но Верховная Рада будет уделять религиозным вопросам внимание.
- Иметь единую Церковь – это не воля Президента, Правительства или решения Верховной Рады. Это воля народа, который способен продемонстрировать единство, - приводит его слова пресс-служба.
Высказался насчет религиозной обстановки через призму ситуации вокруг Киево-Печерской лавры и бывший премьер-министр Украины времен Януковича Николай Азаров. По его мнению, никому из светских властей не дозволено вмешиваться в церковные дела, а право жить монахам и священникам монастыря самостоятельно определяется законами. В то же время задача мирян – помогать расцвету Лавры.
- Не может не тревожить попытки националистов и других противоправных элементов нарушить покой и мирное устройство Киево-Печерской Лавры. Этим малограмотным людям неведомо, что тысячу лет назад не было никакой украинской церкви. Именно отсюда из Лавры, из Киева пошла распространяться единая русская православная церковь, и сейчас ее церкви есть во всем мире, - пишет он в Фейсбуке.
Азаров рассказал, что 20 лет жизни отдал на восстановление Киево-Печерской лавры, и имеет право спросить, кто из нынешних властей в лице «Порошенко, Яценюка, Кличко и им подобных хоть 1 гривну пожертвовал восстановлению». Напоследок он призвал всех небезразличных к судьбе святынь защитить монастырь.
- Защищая их, Вы защищаете себя, свою совесть, веру, своих потомков, - заключил он.
Учитывая все вышеописанные факты, трудно давать какой-либо прогноз. Но вопрос остается открытым: собирается ли Московский патриархат защищать УПЦ МП, а вместе с ней и Киево-Печерскую лавру, как святыню всего православного мира, так и юридически находящейся в подчинении обитель?
0 комментариев